Мошенничества с жильём по поддельным нотариальным доверенностям вскоре канут в Лету, уверены в Федеральной нотариальной палате. На днях заработал электронный сервис по проверке нотариальных документов.
Газета «Аргументы Недели», № 14 (406) от 17 апреля 2014
Мошенничества с жильём по поддельным нотариальным доверенностям вскоре канут в Лету, уверены в Федеральной нотариальной палате. На днях заработал электронный сервис по проверке нотариальных документов.
Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно зайти на сайты Следственного комитета, Генеральной прокуратуры или Министерства внутренних дел. Набираем в поисковой строке фразу «фальшивая доверенность» и получаем десятки страниц, сотни сообщений со словами: «незаконное завладение недвижимым имуществом», «рейдерский захват», «мошеннические действия» и даже «убийство».
«Санкт-Петербург. По данным следствия, обвиняемые с 2005 по ноябрь 2010 года на базе агентства недвижимости «Максимум» с использованием поддельных завещаний и доверенностей совершили 21 эпизод мошенничества в отношении квартир умерших собственников…» – протокольная фраза из сводки криминальных новостей. А ведь мало кто задумывается о том, что преступники оставили без жилья десятки человек! Этакое фатальное «очко», где вместо игральных карт – бумаги с поддельными печатями. И все эти пять лет (если брать конкретный случай) органы регистрации спокойно оказывали услуги мошенникам, принимали от них документы, регистрировали права, выдавали свидетельства о собственности. А что? Ведь всё в порядке, всё по закону… Необходимый набор справок, нотариально удостоверенных доверенностей, свидетельств о праве на наследство у преступников был. Что же до их подлинности, то регистратор – не эксперт, чтобы разбираться, фальшивый документ ему представлен или нет. В коридоре и так очередь стоит, и вся с похожими печатями.
И так на 85 томов уголовного дела…
Уж сколько раз твердили миру об обязательном нотариальном удостоверении сделок с жильём – а воз и ныне там. Впрочем, раз уж мы не созрели до цивилизованного рынка недвижимости, приходится искать способы, как обезопасить обывателей, особенно продавцов квартир, от проявлений «дикого» рынка, речь о которых велась выше.
Благо, что значительное количество участников сделок всё-таки пользуются нотариальным удостоверением договоров. В их пользу сразу срабатывают два существенных механизма – это защищённый бланк и Единая информационная система российского нотариата (ЕИС), в частности база отменённых доверенностей.
Обратная связь между регорганами и нотариатом в процессе регистрации прав на недвижимое имущество до недавнего времени отсутствовала до тех пор, пока в Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) не появился новый информационный веб-сервис – «проверка нотариальных документов».
Его разработчик – Центр инноваций и информационных технологий при Федеральной нотариальной палате – предложил всем заинтересованным ведомствам заключить соглашение с ФНП и воспользоваться возможностью проверить реквизиты любого нотариального документа, выполненного на бланке единого образца.
Напомним, нотариальный бланк – документ строгой отчётности с несколькими степенями защиты, в том числе индивидуальным номером. Этот цифровой код при совершении нотариального действия вносится в ЕИС, и, соответственно, реквизиты этого документа фигурируют в СМЭВ. Если нотариус действия не совершал или попросту такого юриста не существует в природе, а доверенность есть, то сделка должна быть автоматически остановлена.
Первыми клиентами этого сервиса должны стать государственные органы, с которыми договор о сотрудничестве уже подписан. Речь идёт о Росфинмониторинге, Росреестре, Федеральной налоговой службе, Службе судебных приставов, а также о Федеральной миграционной службе.
Что это означает?
Учитывая публичную природу акта государственной регистрации прав на недвижимое имущество, специалисты Росреестра не только смогут, но и обязаны пользоваться этим ресурсом. В противном случае проверка документов, которую якобы осуществляют госрегистраторы (об этом публично заявила заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Галина Елизарова), будет неполной. Иными словами, ответственность за незаконные сделки с использованием поддельных доверенностей и свидетельств о праве на наследство ложится не только на правонарушителей, но и на самих регистраторов, ведь возможность выявить их злой умысел теперь есть.
По данным Росреестра, в прошлом году в России зарегистрировано 25,5 млн. сделок с недвижимым имуществом, и почти половина из них с жильём граждан. Колоссальные цифры и колоссальные деньги. Однако из года в год повторяется один и тот же настораживающий факт – примерно 1% сделок с объектами недвижимости оспаривается в судах. В эту статистику входят сделки как с жильём, так и с коммерческими помещениями, землёй, имущественными комплексами предприятий. Можно было бы обольститься, что 1% – это мало. Но, право, не стоит – это 250 тыс. сложных дел. Нагрузка на судебную систему невероятная. При этом в России нотариально удостоверяется опять же 1% сделок, но оспоримость их примерно в 100 раз ниже! Злая магия одного процента для тех, кто верит в сверхъестественное, а для прагматиков – повод задуматься, что на рынке недвижимости пора что-то менять. Возможно, этот электронный сервис сделает правовой «воздух» хоть немного чище.