Нотариат высказал свое видение проблемы правоприменения законодательства в сфере банкротства в России в рамках круглого стола в верхней палате российского парламента. Мероприятие состоялось 15 февраля 2018 года по инициативе Комитета Совета Федерации по экономической политике. Также своей позицией относительно методов повышения эффективности института банкротства и совершенствования законодательства в этой сфере поделились депутаты Госдумы, Росреестр, ФНС, Министерство экономического развития РФ, Верховный Суд, Общественная палата, ПАО «Сбербанк России» и многочисленные представители саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Первым в рамках круглого стола прозвучал доклад президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика. Глава нотариата отметил, что нотариусы выступают одними из правоприменителей законодательства в сфере банкротства. Так, для проверки состоятельности всех сторон сделки нотариус обращается к Единому федеральному реестру сведений о банкротстве. Это обязательная процедура, предусмотренная в рамках нотариального удостоверения сделки по распоряжению имуществом, направлена на защиту интересов всех участников сделки и гарантию исполнения предусмотренных договором финансовых обязательств. Норма о проверке наличия или отсутствия производства по делу о банкротстве заявителя закреплена Регламентом совершения нотариальных действий — новым нормативным документом, вступившим в силу 1 января этого года.
Кроме того, нотариус делает запрос в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве при открытии наследственного дела. Такая норма позволяет оперативно решить вопрос с наследованием имущества граждан, признанных банкротами, а также обеспечить раскрытие сведений о финансовой несостоятельности наследодателя.
Отдельный вопрос, на котором заострил внимание президент ФНП, связан с использованием депозитного счета нотариуса в качестве инструмента исполнения финансовых обязательств в рамках дела о банкротстве. Напомним, что депозит нотариуса — это удобный и надежный способ расчета как между кредитором и должником, так и в рамках сделки купли-продажи, к примеру, недвижимости. Принципиальной особенностью депозитного счета нотариуса является его особый статус в случае банкротства банка. В силу закона средства, содержащиеся в депозите, исключаются из конкурсной массы и незамедлительно возвращаются владельцу счета — нотариусу. Необходимость неукоснительного соблюдения такой нормы отметил как Константин Корсик, так и другие участники круглого стола.
Председатель комиссии по бюджету и социальным вопросам Московской областной нотариальной палаты Ия Горбункова обратила внимание законодателя на неоднократные факты нарушения нормы об исключении средств, хранящихся на депозитном счете нотариуса, из конкурсной массы в бесспорном порядке со стороны конкурсных управляющих. Как следствие, нотариусам приходится добиваться решения вопроса в суде, а кредиторам ждать свои законные деньги месяцами. Модератор круглого стола член Комитета СФ по экономической политике Алексей Дмитриенко пообещал разобраться с вопросом, заявленным со стороны нотариата, в ближайшее время.
Отдельное внимание в рамках дискуссии было уделено проблеме квалификации, ответственности и контроля арбитражных управляющих. Представители союзов СРО арбитражных управляющих заявили о необходимости развития системы страхования профессиональной деятельности в этой сфере, утверждения единых должностных норм. Многие обратили внимание на успешный пример организации в нотариальном сообществе. Участники дискуссии высоко оценили систему страхования профессиональной ответственности нотариусов, проработанную нормативную базу, регламентирующую требования к кандидатам на должность нотариуса, регулярному повышению квалификации членов нотариального сообщества.
Другими темами круглого стола стали пути оптимизации процедуры банкротства юридических лиц, процедуры торгов, а также снижения нагрузки на судебные органы. Все присутствующие согласились с мнением о том, что несовершенство института банкротства в стране и актуальные проблемы в этой сфере негативно сказываются на позиции России в рейтинге Doing Business, иными словами, на ее инвестиционной привлекательности.