Рынок недвижимости в России во многом остается непрозрачным, что, безусловно, является благодатной почвой для совершения различных преступных действий. Как отметил министр юстиции Александр Коновалов, ежегодно от 5 до 7% сделок с недвижимостью несут в себе пороки законности. И это сделки, совершаемые в простой письменной форме. Именно эта форма договора об отчуждении жилого помещения дает преступникам возможность обходить закон. И возможность её правоприменения делает долевой сегмент недвижимости наиболее уязвимым для мошенников.
Поэтому неудивительно, что громкие дела, связанные с рейдерами и их злодеяниями, регулярно попадают на первые полосы прессы. Так, на прошлой неделе во Владивостоке осудили семерых «черных риелторов», занимавшихся шантажом и вымогательством долей недвижимости у жителей Приморья.
По словам руководителя пресс-службы УМВД России по Приморскому краю Ирины Сыровой «противоправная деятельность группы была пресечена в ноябре 2014 года после задержания всех ее участников сотрудниками отдела по борьбе с организованной преступностью УМВД России по Приморскому краю при силовой поддержке бойцов СОБР. В ходе следствия установлено, что в октябре 2013 года 36-летняя жительница Владивостока создала организованную группу, в состав которой были вовлечены шесть активных участников».
Преступники действовали по уже довольно известной схеме. Они находили «проблемные» квартиры с долевым участием собственности, в основном произошедшее из-за развода супругов. Особое внимание уделялось жилью с непогашенными коммунальными платежами. Находя объявление о продаже доли в таких квартирах, мошенники выкупали её на имя одного из них, а затем предлагали оставшимся собственникам продать свои доли по крайне невыгодной цене. Получая отказ, злоумышленники переходили к активной фазе, оказывая психологическое и физическое воздействие. В одном случае дошло даже до того, что женщину облили серной кислотой, после чего она получила серьезные химические ожоги, в том числе и органов зрения. Как отмечают правоохранительные органы, мотив преступления был просто — спор из-за раздела имущества.
В результате противоправных действий преступникам удалось добиться продажи оставшихся долей в семи квартирах Владивостока. Зная специфику рынка недвижимости, злоумышленники составляли договор об отчуждении долей жилого имущества в простой письменной форме, которая не требует нотариального удостоверения. После этого недвижимость реализовывалась уже по адекватной рыночной стоимости.
Это лишь один из ряда подобных случаев. И особую остроту проблема договоров купли-продажи недвижимости в простой письменной форме приобретает сейчас, когда цифровые технологии становятся новым инструментом в руках мошенников. На текущий момент оборот жилья в цифровом пространстве никак не защищен, и риски для граждан возрастают еще больше. Собственники могут лишиться жилья, даже не зная об этом — мошенники, подделывая электронные подписи граждан, совершают сделки от их имени.
Если обратиться к европейскому опыту работы на рынке недвижимости, на котором уровень преступности находится на минимальному уровне, то следует отметить, что все сделки купли-продажи имущества осуществляются через нотариуса. Российские эксперты все чаще говорят о необходимости обязательного нотариального действия в сфере недвижимости. Выступая в феврале 2019 года в Совете Федерации на «Правительственном часе» с докладом министр юстиции Александр Коновалов заявил: «Мы сегодня полагаем, что гораздо более широкое, если не говорить вообще — повсеместное участие нотариусов в совершении сделок с недвижимостью может быть для граждан и удобным и экономически необременительным».
В то же самое время отмечается рост обращений граждан к нотариальному удостоверению сделок в случаях, когда нотариальное удостоверение не было обязательным. По данным «Левада-центра» порядка 32% респондентов при заключении сделок по недвижимости обращались к нотариусу, когда закон того не требовал. Большинство опрошенных выразило мнение, что нотариальное удостоверение является наиболее действенным способом защиты прав и интересов при совершении операций с недвижимостью.
Действительно, преступлений, подобных совершенным в Приморье можно было бы избежать в большинстве случаев, если бы все сделки совершались с нотариальным удостоверением. Нотариус не только осуществляет правовую экспертизу документов, но также юридическую чистоту объекта недвижимости. В процессе работы над удостоверением нотариус в обязательном порядке проводит идентификацию личности обратившегося, устанавливает его дееспособность, а также проверяет соответствие воли волеизъявлению сторон, а также разъясняет правовые последствия заключаемой сделки. Тем самым он осуществляет превентивное правосудие, выступая гарантом безопасности совершаемого юридического действия.
В непосредственно рассмотренном случае судебное разбирательство, длившееся несколько лет, завершилось тюремными сроками от 4 до 23 лет. При этом, несмотря, на, казалось бы, положительный исход дела, преступления были совершены, и честные граждане пострадали как имущественно, так и физически. Остается надеяться, что рано или поздно удастся искоренить подобные преступления окончательно, превентивно защитив участников сделок от всевозможных рисков.