Нотариат вновь последовательно вытесняется из гражданского оборота. Можно много говорить о том, что это плохо, а порой губительно для граждан. Но важнее, наверное, понять, почему это происходит, и попытаться ответить на вызовы хотя бы на страницах газеты. Читатели имеют право знать, почему приостанавливается процесс введения обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью, и решить для себя, хорошо это или плохо.
Поводом для данной статьи послужил блог одного уважаемого эксперта, кандидата юридических наук, ведущего юриста ООО «Пепеляев Групп» Константина Сасова на электронных страницах Право.ru под заголовком «Обяжут ли граждан платить за лишнюю услугу?» Этот текст очень показателен для противников нотариата. Может сразу показаться, что автор – истинный радетель защиты прав и законных интересов людей, населяющих всю нашу необъятную территорию. Но не все так просто…
«Согласно опросам граждан, числящихся в ЕГРЮЛ учредителями и руководителями организаций, на 50% эта официальная информация ошибочна, – начинает юрист. – Если нотариусы не обеспечили ее достоверности, то почему граждане должны им платить за очередную “липу” при сделках с недвижимостью, как это предполагается рассматриваемым Госдумой законопроектом?» (Он имеет в виду проект новой редакции Гражданского кодекса РФ. – Ред.).
Вопрос, что называется, в глаз: А действительно, почему?
Далее Сасов продолжает: «В ходе многочисленных налоговых споров выясняется, что действующий порядок государственной регистрации организаций не обеспечивает достоверности важнейшей информации о ней. Не только контрагентам по сделке, но и государственным органам (регистратору, наделившему юридическое лицо правоспособностью, и администратору, контролирующему уплату налогов) достоверно не известно, кто именно является учредителем и руководителем. <…> А между тем за недостоверной информацией ЕГРЮЛ скрываются лица, совершающие от имени организации административные правонарушения и уголовно наказуемые деяния: от незаконного предпринимательства до хищения денежных средств…».
Кто бы спорил?! Но ведь, мил-человек, фирмы-однодневки-то для незаконного предпринимательства и отмывания денег создают не нотариусы, а бизнес, который с конца 80-х и по сегодня так и не вышел «из тени». Какая же достоверность, если согласно статистике из 3,5 мил. юридических лиц до 60% созданы для «серых» сделок. Через них или при их содействии выведено по нелегальным схемам из страны только за один год 163 млрд. рублей. Это достоверно. Опубликовано не где-нибудь – в «Российской газете». А вы хотите козлом отпущения сделать нотариуса. Роль нотариуса на сегодня сводится лишь к свидетельствованию подлинности подписи заявителя на заявлении для подачи его в регистрирующий орган. Вы же сами пишете: «…сегодня регистраторы не обязаны ничего проверять и не могут пресечь недостоверную регистрацию». Умница! Они не могут, а нотариусы могли бы, если бы их включили в сферу корпоративных отношений в полном объеме.
В проекте Гражданского кодекса те нормы, в которых говорилось бы о нотариальном сопровождении всех юридически значимых событий в жизни организаций и была бы предусмотрена реальная ответственность нотариуса за неправильные или некорректные по отношению к закону действия, в процессе обсуждения были исключены. И не по желанию нотариусов, а по требованию корпоративных юристов. Где логика, спрашивается? С одной стороны – утверждение, что нотариусы ни за что не отвечают, с другой – когда речь идет об ответственности, нотариус, оказывается, не нужен.
Не желают присутствия нотариусов и в сделках с недвижимым имуществом, прибегая к надуманным оправданиям этого нежелания и необъективным обвинениям нотариусов.
«Дорого! – пишет автор». Но размер тарифов за нотариальное удостоверение сохраняется на действующем уровне, предусмотренном Налоговым кодексом. Предлагается при этом регрессивная шкала! При увеличении стоимости недвижимого имущества тариф будет уменьшаться.
Отказывает критикам обязательной нотариальной формы сделок с недвижимым имуществом не только логическое мышление, но и здравый смысл.
Они утверждают, что нотариальные услуги не востребованы гражданами при оформлении договоров купли-продажи жилья – только 1% проходят через нотариусов. Тогда и не следует пристегивать нотариусов ко всем преступным безобразиям, творящимся на рынке недвижимости.
Утверждения, что регистрирующий орган профессионально справляется со своими обязанностями – с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество – и рынок недвижимости чист, не состоятельны.
Откройте сайт Следственного комитета России и в поисковой строке наберите слово «недвижимость». Поиск выдаст десятки страниц, а на каждой странице – десятки сообщений о раскрытых преступлениях в этой сфере. Причем, большинство из них связано с незаконной деятельностью юридических лиц.
Там такие страшилки про «выбрасывания людей на улицу» и «убийства из-за квартир»! Сплошняком – 159-я статья УК (мошенничества в особо крупном размере) и 105-я статья (умышленное убийство). И что же эти преступления не были предотвращены Росреестром?
А нереально предотвратить, потому что регистраторы работают с документами, а не с людьми. С гражданами должны работать нотариусы. Но автор восклицает: «Российские нотариусы на практике не несут никакой ответственности за качество своей работы…».
Откройте, уважаемый юрист, статью 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате: «Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке». Так что заявлять о том, что нотариус ни за что не отвечает, уже некорректно. Более того, по тем же основам нотариус обязан застраховать свою профессиональную ответственность на суммы: не менее 1,5 млн. рублей, если он работает в сельском поселении, не менее 2 млн. рублей – в городе и не менее 5 млн. – если удостоверяет договоры ипотеки. Плюс коллективная ответственность: нотариальная палата региона обязана застраховать профессиональную ответственность каждого своего члена на сумму не менее 500 тыс. рублей.
Далее, в 2011 году (итоги 2012 года еще не подведены. – О.К.) поступили 4599 жалоб на действия нотариусов. Удовлетворено судами – 415. Следовательно, если учесть, что в прошлом году было совершено 80 млн. нотариальных действий, условный брак в действиях нотариусов составляет 0,005%. Подтвержденные же нарушения – 0,0004%. По этим удовлетворенным искам было выплачено более 4 млн. рублей. И после этого кто-то может говорить, что нотариусы не несут за свои действия никакой ответственности? Или так сложно поверить, что они практически не совершают огрехов? Статистика – упрямая вещь.
И все же, в комментариях многочисленных «экспертов» есть своя сермяжная правда. Нет, не в словах и аргументах, а в том, почему они появляются.
У российского бизнес-сообщества (если быть до конца честным, то, скорее, у московского) очень своеобразное понимание свободы. Наши предприниматели платят самые низкие в Европе налоги по самой плоской шкале. Да еще и коррупция, которая, что греха таить, позволяет побыстрее решать те или иные вопросы. У нас нет практически ни одного из ограничителей алчности, какие есть в цивилизованных экономиках. При этом бизнес не устает плакаться о том, что живется ему плохо, и требовать, как ребенок, игрушку, либеральной модели экономики. Более того, в России – стране с посредственной деловой активностью практически нет безработицы. Даже, напротив, ощущается дефицит кадров. Этот факт заставляет усомниться в том, что в проблемах нашей экономики виноваты излишне жесткое законодательство, бюрократические барьеры. Никто не заставляет предпринимателей безмерно раздувать штаты, нимало не заботясь о качестве рабочих мест. Никто не заставляет плодить внутренние материальные и временные издержки. Просто бизнес не умеет работать эффективно и пытается при этом «прогнуть» правовую систему под свою неэффективность и алчность, последовательно вытесняя с рынков правовые регуляторы якобы из-за их дороговизны и сложности. Все это прикрывается словами об инвестиционном климате и ссылками на сомнительные рейтинги.
Вот так один блог и один маленький нотариат (менее 8 тысяч человек по стране) могут послужить поводом для большой дискуссии в обществе о настоящем и будущем нашей страны. Нет, здесь разговор не о том, нужен ли нотариат или не нужен в сфере оборота недвижимости, и даже не о праве, здесь – разговор о ценностях. О том, что пора определиться, расставить акценты, что все-таки для страны важнее: жизнь, благополучие, спокойствие отдельного гражданина, пусть и ценой его расходов, или свобода рынка без всяких обязательств и гарантий.
Олег Колдаев