Пленум Верховного суда России подготовил проект постановления о судебной практике по делам наследования.
Как разделить внезапно свалившиеся миллионы от неизвестного дядюшки? Кого можно признать недостойным наследником и лишить доли? На что имеют право бывшие супруги покойного ?
Каждый раз эти и многие другие вопросы возникают со всей остротой, когда приходит пора разбираться с тем, что оставил покойный на этом свете. Вслед за вопросами жизни и смерти, вопросы наследства вторые на очереди. Их и намерена разъяснить высшая судебная инстанция.
Одна из малоизвестных проблем: вместе с наследством можно получить не только богатство, но и долги. Недавно вызвал большой резонанс случай, когда некий юрист предъявил иск к малолетнему сироте, требуя с него больших денег. Якобы долги остались еще от мамы, а раз ее нет, платить должна кроха.
При всей сомнительности такого поведения с точки зрения морали закон допускает подобные иски. Другой вопрос, что сам факт долга еще надо доказать, голословные утверждения в счет не идут. Иск ушлого юристы был отклонен, долг доказать не удалось. А вот еще пример: по данным прессы, в одном из регионов в должники попали 5-летний малыш и его приемная семья. Как сообщается, с них требуют более 100 тысяч рублей — долги за коммунальные услуги, оставленные еще отцом малыша.
Проект постановления пленума затрагивает и вопрос наследственных долгов. В документе содержится важное положение: после смерти должника банк не вправе требовать досрочного погашения долга с наследников. Попросить можно. Но в принципе наследники могут просто вносить в срок платежи, как это делал покойный.
В целом пленум подробно разъясняет понятие и пределы наследственных долгов. Например, те, кто отказался вступать в наследство, по долгам наследодателя не отвечают. Кстати, именно так поступил в свое время Евгений Онегин, оставивший имение промотавшегося отца кредиторам. Правда, потом герою романа повезло — ему отписал имущество богатый дядюшка. Собственно, с этого и начиначется великий роман: Евгений Онегин едет вступать в наследство. Его пример — другим наука.
Проект постановление пленума Верховного суда России закрывает многие белые пятна нашего права. Есть надежда, что теперь в делах наследства станет больше определенности, а значит, нам всем станет жить спокойней. Всегда хочется быть уверенным, что имущество после тебя получат самые родные и близкие, кому бы ты с радостью все отдал.
Увы, в спорах вокруг наследства обнажаются самые темные стороны человеческой натуры. Родственники, годами не вспоминавшие о «нудном» дядюшке, вдруг начинают биться в судах чуть ли не на смерть за его деньги и квартиры. Часто на руку подобным гражданам играла неопределенность законов и судебной практики.
Как ни парадоксально, дело для нашей страны еще новое. Как поясняют правоведы, особой собственности при советской власти у граждан не было. Даже квартиры формально принадлежали государству. Споры, конечно, возникали и тогда. Но сейчас наследственные дела стали на порядок толще: акции, заводы, дворцы и многое-многое другое. Многие жить стали гораздо богаче, но на тот свет по-прежнему ничего не заберешь.
Тем важней новый документ Верховного суда. Проект постановления по сути затрагивает базовые вещи — вопросы собственности. Как заявил вчера в ходе заседания пленума Верховного суда России судья-докладчик Вячеслав Горшков, за десять лет число споров по делам о наследстве возросло почти на 184 процента и составило около 130 тысяч дел, рассмотренных в 2011 году.
«Периоды времени, в которые у граждан возникали права на имущество, значительны, законодательство, определяющее права граждан в указанный период, изменялось, граждане вступали в правоотношения, которые изменяли их имущественное положение, часто не оформляли имущественные отношения в соответствии с действующим законом», — рассказал судья Верховного суда России Вячеслав Горшков.
Допустим, люди жили вместе, что-то покупая, не особо разделяя имущество, где чье. А потом, когда смерть разлучила их, у родственников часто возникают споры, где чье. Правоведы считают снисходительное отношение к оформлению имущества наследием советских времен.
Мы еще не научились достаточно уважать собственность — ни свою, ни чужую, а потому не спешим на бумаге оформить ее статус. Яркий пример тому — езда на машине по доверенности. Долгое время сплошь и рядом у нас покупали машины без переоформления. Новые хозяева могли годами ездить по доверенности. Положение стало меняться лишь несколько лет назад. Но в целом привычки легко относиться к бумажкам пока еще остались.
Также в последнее время в практике судов появились дела, когда сторона предъявлять те или иные претензии к умершему. Например, взыскивает с него налоги. Или какие-нибудь другие долги.
В проекте постановления пленума дается разъяснение, что суд должен отказывать в принятии таких исков. Поскольку нести ответственность за нарушение прав и законных интересов другого гражданина может только лицо, обладающее гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью.
По словам Вячеслава Горшкова, проект постановления готовился с участием судов и научных институтов. «Передача из поколения в поколение имущества было и есть фактом не только общественного бытия, но и общественного сознания, — сказал Вячеслав Горшков. — Чем разумнее и четче урегулированы вопросы, возникающие из наследственных правоотношений, тем уверенней чувствует себя современный гражданин».
Практика применения законодательства о наследственном праве показала, что положения Гражданского кодекса России нуждаются в дополнениях и детализации, отсутствие которых, по словам Вячеслава Горшкова, сегодня восполняется судебным толкованием. Сейчас, правда, обсуждается проект масштабных изменений в Гражданский кодекс, о котором не раз писала «Российская газета». Но, как сказал Вячеслав Горшков: «Внесение кардинальных изменений в раздел Наследственное право в предложенных изменениях в ГК РФ в настоящее время не предвидится».
Поэтому постановление, которое готовит пленум Верховного суда страны, с нетерпением ждут судьи, а также юристы, специализирующиеся на подобных проблемах. Документ, как надеются правоведы, позволит сформировать единообразную судебную практику, а также создать условия, при которых споры будут разрешаться во внесудебном порядке, уже при оформлении наследственных прав в нотариальном порядке.