Электронная подпись была разработана в России в 1994 году для упрощения жизни участникам рынка. Сегодня Высший Арбитражный Суд впервые столкнулся с делом, связанным с нежеланием сторон уходить от «бумажных» взаимоотношений. Несмотря на электронный документооборот со своим контрагентом, ОАО РЖД отказалось рассматривать его претензии, ссылаясь на отсутствие бумаг.
Под прицелом Президиума Высшего Арбитражного Суда оказался спор (А82-7140/2010) ЗАО «Локотранс» и ОАО РЖД. Между ними существовала договоренность о бездокументарном обороте: все операции по отправке вагонов сопровождались электронными документами с электронной подписью. Повод для обращения «Локотранса» в Арбитражный суд Ярославской области возник, когда между ним и РЖД возник спор о 59164 руб. пеней за просрочку поставки железнодорожных вагонов. В досудебном порядке РЖД отказалась рассматривать претензию, ссылаясь на то, что на бумажных копиях железнодорожных накладных не было штемпеля станции назначения. Ярославский арбитраж перевозчика поддержал, как и суды вышестоящих инстанций (2-ой Арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа).
Говоря на сегодняшнем заседании об обстоятельствах дела, судья Ольга Козлова подчеркнула, что «в основном суды считают, что такая копия не требуется». Она заметила также, что на счету РЖД порядка десяти дел судов только московского региона, где также подтверждается такая точка зрения, – и все же они решили дойти до высшей инстанции, утверждая обратное.
Несмотря ни на что, представительница перевозчика Елена Гулимова сказала на сегодняшнем заседании, что такой документ есть у грузополучателя – ее-то, по замыслу РЖД, и должен был запросить «Локотранс», чтобы уладить проблему с РЖД. Как бы то ни было, ВАС сегодня вопрос о самодостаточности электронного оборота поднял, но для общественности он пока остался висеть в воздухе до публикации мотивировочной части решения: дело направлено на новое рассмотрение в АС Ярославской области.