«Российская газета» — Центральный выпуск №5232 (153) от 14 июля 2010 г. |
Работодатели могут изменить рабочий график своих сотрудников в связи с небывалой жарой. Такое право им дает действующий Трудовой кодекс и санитарные нормы.
Напомним, что накануне с аналогичным предложением к работодателям обратился Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. С учетом жары он порекомендовал перенести трудовую активность на более раннее и более позднее время, а в пик жары, когда самый солнцепек, можно сделать удлиненный перерыв наподобие существующего во многих жарких странах.
В Центре социально-трудовых прав со ссылкой на действующие санитарные нормы пояснили, что в летнее время температура воздуха помещений не должна превышать 25 градусов по Цельсию, а его относительная влажность — быть менее 40 процентов. Именно такие значения обеспечивают комфорт в течение 8-часового рабочего дня и не вызывают отклонений в состоянии здоровья людей, передает ИТАР-ТАСС. Производственные помещения должны быть оборудованы системами вентиляции и кондиционирования воздуха. Кроме того, правила предусматривают отдельные показатели температурного режима для различных категорий трудящихся. У работников, занятых на производствах с незначительным физическим напряжением (часовые, швейные производства, сфера управления и прочее), в течение одного часа допускается превышение температуры до 32,5 градуса.
Сотрудники, чья работа связана с ходьбой или физическим напряжением, один час могут работать при температуре до 31,5 градуса. Работники, имеющие максимальную физическую нагрузку (кузнечные, литейные цеха, машиностроительные и металлургические предприятия), в течение одного часа могут трудиться при температуре 30,5 градуса, а в течение всего рабочего дня температура в помещении не должна превышать 26 градусов. Если температура воздуха на рабочем месте 30 градусов, то продолжительность рабочего дня не может превышать 5 часов. Если же температура превышает допустимые значения, работодатель обязан уменьшить продолжительность рабочего времени согласно требованиям санитарных норм.
Марина Москвина, директор по трудовым отношениям РСПП:
— Любая компания может самостоятельно принимать решение о режиме рабочего времени сотрудников в соответствии с внутренним трудовым распорядком. То есть фирма может самостоятельно назначить более длинный перерыв без особых распоряжений на то властей. Конечно, этот вопрос неактуален для непрерывного производства — там свой посменный график работы. Где сиеста может использоваться, так это в офисах. Но тогда встает вопрос, куда денутся люди во время сиесты? Разъедутся по домам? В Москве, например, где дорога от дома до работы порой занимает час-два, это вряд ли возможно.
Татьяна Четвернина, директор Института управления социальными процессами ГУ-ВШЭ:
— Неправильно расслаблять людей на длительный промежуток времени в середине рабочего дня, тем более что климат в нашей стране в основном все-таки нежаркий и необходимости в сиесте нет. Производительность труда от этого вряд ли увеличится. А вот рабочий день точно станет длиннее. Например, десятичасовой рабочий день вместо нынешнего восьмичасового.
Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:
— В жарких странах — Италии, Испании, странах Латинской Америки и так далее, где существует сиеста, рабочий день начинается очень рано: с семи-восьми часов утра. После полудня — длительный перерыв, который длится четыре, а то и шесть часов подряд. И вся основная работа переходит уже на вечер. Российских туристов подобные порядки сильно раздражают. Сейчас, правда, в курортных центрах владельцам магазинов и кафе проще «забыть» о сиесте, чем терять свою прибыль. Однако в провинциальных городах туристам приходится сталкиваться со всеми прелестями этой традиции в полном объеме. Трудно представить, чтобы в России мы жили и работали в том же режиме.