В Великобритании вступил в силу Закон о юридических услугах (Legal Services Act). Закон, который уже назвали революцией в этой области, предоставит не имеющим отношения к праву компаниям Англии и Уэльса возможность продавать юридические услуги своим клиентам. Иными словами, жители этих регионов Британии смогут обратиться к юристу, пойдя в банк или магазин. Подобный подход, считают законодатели, представляет больший выбор и условия для лучшего вложения денег. Для юрфирм же это возможность исседования рынков. Однако с подобной оценкой согласны далеко не все.
Так называемый «закон Теско», вступивший в силу в конце недели, привнес в юридический бизнес радикальные перемены — теперь открывать юрфирмы позволено не только юристам, но и представителям других профессий. Министр юстиции страны Джонатан Дьеногли назвал день принятия изменений в закон поворотным днем в истории юридических услуг.
По мнению властей, изменения в законодательстве будут способствовать экономическому росту в данной сфере и поднимут престиж Великобритании как рынка первоклассных юридических услуг. «Наши юридические услуги уже считаются одними из лучших в мире, ими пользуются миллионы людей как в Великобритании, так и по всему миру, и эти изменения помогут им подняться на новый уровень. Они позволят создавать междисциплинарную практику и предоставят возможности для роста», — сказал министр. «Для потенциальных клиентов услуги станут более доступными, эффективными и конкурентоспособными», — отметил он.
Крупнейшие юрфирмы Британии рассчитывают, что нововведения позволят им получить дополнительные миллионы фунтов стерлингов от инвесторов. Три из опрошенных изданием The Times фирм планируют привлечь более 20 миллионов фунтов стерлингов от публичного размещения акций и частных инвестиций.
На протяжении многих лет управление, владение и финансирование юридических фирм было ограничено. Традиционная структуру этого бизнеса была основана на том, что во главе их стоят партнеры-юристы. В рамках новых Альтернативных бизнес-структур (Alternative Business Structures, ABS) юристы смогут работать в рамках моделей, представляющих финансовую, юридическую и другие виды поддержки, а юркомпании смогут входить в бизнес-структуры, отличные от юридических. Адвокаты-солиситоры не смогут участвовать новых структурах до получения лицензии от Ведомства по регулированию деятельности адвокатов. Адвокаты-барристоры смогут как самостоятельно организовывать партнерские отношения, так и занимать отдельные должности в уже организованных структурах.
В рамках нововведений юрфирмы смогут сотрудничать с не-юристами в качестве управляющих партнеров и более свободно привлекать капиталы инвесторов, считают в правительстве. Это позволит значительно увеличить открытость рынка. «Мы полагаем, что ABS — хорошая новость для потребителей. Открытие рынков предоставит населению больший выбор компаний, обеспечивающих предоставление юруслуг, в то время как наш новый подход… позволит внедрить более высокие стандарты обслуживания и максимизирует уровень защиты потребителя», — считает Виктор Олоу (Victor Olowe), британский специалист в области операций с недвижимостью.
Также в рамках закона покупатели юридических компаний в Великобритании должны будут дополнительно доказать свою добросовестность и финансовую состоятельность. В частности, им придется заявлять о любых уголовных правонарушениях, обвинениях и дисциплинарных взысканиях. Также они обязаны будут заявить о своей несостоятельности и банкротстве.
Однако далеко не все одобряют предложенный в 2009 году «закон Теско». Еще на этапе обсуждения он натолкнулся на противодействие многих юристов, в том числе коалиции из 100 юридических компаний QualitySolicitors.Com — последние считают, что нововведения положат конец качественным юридическим услугам. «Похоже, правительство не волнует, что появление ABS ставит под угрозу независимость юридических услуг из-за интересов коммерческих компаний.»
Ранее аналогичный закон был принят в Шотландии. Владельцам банков и супермаркетов Шотландии теперь также разрешено инвестировать в юридические услуг и даже становиться полноправными владельцами юрфирм. По мнению секретаря юстиции Кенни Макаскилл, новые законодательные нормы позволят юристам Шотландии стать более конкурентоспособными на международном рынке.