«Российская газета» — Федеральный выпуск №5233 (154) от 15 июля 2010 г.
В Узбекистане запрещена деятельность частных нотариусов. этому запрету предшествовал Указ главы узбекского государства Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию института нотариата в Республике Узбекистан».
До недавнего времени 239 из действующих в республике 566 нотариальных контор были частными. При этом зарегистрированные ими документы имели такую же юридическую силу, как и у государственных нотариусов.
Этим обстоятельством не преминули воспользоваться некоторые стряпчие, готовые за мзду зарегистрировать сделки, явно противоречащие закону. По словам начальника управления нотариата, ЗАГСа и адвокатуры министерства юстиции Узбекистана Дилбахор Якубовой, анализ деятельности частных нотариусов выявил наличие некоторых отрицательных тенденций, наносящих ущерб авторитету института нотариата.
Были вскрыты случаи нарушения определенных законом норм, а также факты использования своих служебных полномочий в корыстных целях. «Практика некоторых частных нотариальных контор, действующих исключительно ради собственной выгоды, привела к возникновению вокруг них криминогенной ситуации, — говорит Якубова. — Сговор частных нотариусов с посредниками по недвижимости и автотранспортными дилерами создал условия для размещения большей части соглашений у частных нотариусов, осуществления неконтролируемой посреднической деятельности. Только за последние два года за допущенные правонарушения 110 частных нотариусов были привлечены к ответственности. В частности, прекращены и аннулированы лицензии 49 частных нотариусов, 61 частный нотариус привлечен к дисциплинарной и уголовной ответственности».
Постановлением кабинета министров от 2 июня 2010 года с учетом существующих потребностей в республике были дополнительно созданы 220 государственных нотариальных контор. Причем должность нотариуса можно занять только на конкурсной основе.
Постановлением правительства предполагается сформировать в стране 14 нотариальных архивов, которые будут предоставлять сведения юридическим и физическим лицам, копии архивных документов. Хорошим стимулом для работников государственных нотариальных контор станет их материальное поощрение исходя из квалификации специалистов, качественного выполнения возложенных на них обязанностей, объемов осуществляемых нотариальных действий, размеров взысканных государственных пошлин.
Компетентно
Алексей Лацейко, пресс-секретарь Федеральной нотариальной палаты:
— Сегодня в России работают около 7700 частных нотариусов. И к этому уже все привыкли. Государственных нотариусов же в стране немногим больше 50.
Первые упоминания о людях, в присутствии которых совершались сделки, датируются VIII веком до нашей эры. И что интересно: суть и основные принципы этой работы не меняются и по сей день. История отечественного нотариата в том виде, в котором он существует сегодня, началась в апреле 1866 года с Положения о нотариальной части Александра II. При советской власти весь нотариат был только государственным. Латинский или, иначе говоря, свободный, небюджетный нотариат был возрожден в нашей стране в 1993 году, когда были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
Сейчас идет подготовка нового российского закона о нотариате. Предполагается, что его примут в конце этого или начале следующего года, после чего государственные нотариусы у нас исчезнут. Останутся только частные. Предстоящее реформирование отечественного нотариата предусматривает единую организационно-правовую форму — это будет небюджетный нотариат.
Концепция предполагает переход к более активной модели нотариата, которая не ограничилась бы возложением на нотариусов лишь удостоверительных функций, как они это делают сейчас. Перед нотариатом ставится задача по комплексному оказанию юридической помощи всем. Плюс к этому появятся полномочия по сбору всех необходимых документов для совершения нотариального действия, проверки достоверности всего фактического состава путем активных действий. Такой подход освободит граждан и организации от необходимости обращения к органам власти и различным посредникам за сбором документов.
Такая практика существует в большинстве европейских стран.