«Российская газета» — Федеральный выпуск №5158 (79) от 15 апреля 2010 г.
Глава комитета Госдумы, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников считает, что через 2-3 года примирительные процедуры значительно снизят нагрузку на суды. Фото: Завражин Константин |
Вчера глава Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил «Российской газете», что в стране должна появиться совершенно новая корпорация профессионалов: эти люди помогут спорящим договориться по-хорошему.
Это будет совершенно новый для нашей страны институт, который, по мнению экспертов, сможет в перспективе изменить моральный климат в стране. Люди, которые расходятся во взглядах, начнут разговаривать друг с другом. Пусть и с чужой помощью, но, возможно, они поймут другого или как минимум станут терпимее к нему относиться. А там, где тебя понимают и терпят, всегда приятней жить.
Накануне Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал принять в первом чтении президентский законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Именно этот документ подробно прописывает, как должны трудиться посредники.
Любой юрист знает, когда в судебном споре рождается истина, неприятный осадок все равно у кого-то остается. В итоге люди, встретившиеся в суде за барьером, если и не становятся врагами, то уж руку друг другу точно не подают. Изменить положение могут специальные посредники, чья профессия — помогать людям найти общий язык. Очень скоро специалисты по миру начнут действовать на законных основаниях и в нашей стране.
Обращаться к ним смогут, например, бывшие супруги. Далеко не всегда бывшие муж и жена находят в себе силы остаться друзьями, вряд ли надо рассказывать, каким кошмаром становится развод в таком случае. Хуже всего, когда начинают делить и детей. Ребенок, получается, платит за ошибки взрослых. Возможно, посторонний человек, имеющий соответствующее образование, поможет бывшей семье расстаться по-хорошему.
Говорят, время лечит. Но доброе и профессиональное слово порой лечит быстрее.
Другой вариант — трудовые споры. Иногда начальник настолько не прав, что работнику прямая дорога в суд. Однако люди часто боятся призвать босса к судебному барьеру, потому что даже победа может оказаться пирровой. Мол, сегодня тебя восстановят в правах, а завтра — уволят. За строптивость. Надо будет — подходящую формулировку найдут.
Зато посредники, как рассчитывают эксперты, смогут решить проблемы с начальством относительно безболезненно. Так, чтобы все стороны сохранили лицо и обиды ни на кого не держали. В законопроекте особо подчеркивается, что медиация — процедура добровольная. Заниматься ей должны специальные посредники, профессионалы в своем деле. Дело не только в навыках конкретного специалиста, но и в том, что к нему нет ненависти ни у одной из сторон. А это всегда облегчает диалог.
По итогам процедуры стороны должны заключить медиативное соглашение. Его исполнение осуществляется на основе принципов добровольности и добросовестности. На непрофессиональной основе имеет право работать медиатором любой гражданин, достигший 18 лет, обладающий полной дееспособностью и не имеющий судимости. При этом чиновники не могут быть медиаторами.
А профессиональным медиатором можно будет стать только после 25 лет, получив высшее образование и пройдя курс обучения по программе особой подготовки. Кстати, в некоторых регионах уже проводились соответствующие эксперименты. Например, в Свердловской области за два года подготовили 70 посредников, а при местных вузах — юридической академии и экономическом университете — открыты два учебно-методических центра.
Специалисты Арбитражного суда области прошли медиативные тренинги, а на сайте суда появился раздел, содержащий информацию о способах примирения и сертифицированных медиаторах. Конфликтующие стороны вместе с определением о принятии дела к производству стали получать уведомления о преимуществах мировых соглашений. В результате, как рассказывают эксперты, предприниматели действительно стали чаще мириться.
Глава комитета Госдумы Павел Крашенинников разъяснил детали нового законопроекта.
Российская газета: Медиаторы — пока еще непривычное для общественности слово. Зачем вообще понадобилось разрабатывать для них специальный законопроект?
Павел Крашенинников: Целью законопроектов является создание правового урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих свою деятельность в том числе профессионально, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Процедура медиации является альтернативой судебному или административному разбирательству. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта. Процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
РГ: Направлять к посредникам будет суд? Или спорящие стороны могут сами прийти к медиатору?
Крашенинников: Примирительная процедура может иметь место как во внесудебном порядке, так и до, и после обращения в суд, в том числе и по предложению суда. Поэтому одновременно с законопроектом подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), которым устанавливается порядок применения процедуры медиации при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. В этом законопроекте также устанавливаются: порядок утверждения медиативного соглашения судом, арбитражным судом, третейским судом, процессуальные гарантии конфиденциальности процедуры медиации.
РГ: Какой эффект будет, по вашему мнению, от этого закона?
Крашенинников: Принятие законопроекта позволит не только разгрузить суды, но и сделать отношения в экономической сфере более цивилизованными. Ведь примирительные процедуры основаны на принципе взаимного волеизъявления сторон, конфиденциальности и беспристрастия посредника, сотрудничества и равноправия сторон. Введение в практику осуществления примирительных процедур будет способствовать поддержанию конструктивного делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений.