Электронным паспортом, который Федеральная миграционная служба предлагает с 2016 года начать выдавать россиянам вместо привычных бумажных документов, можно будет расплачиваться как обычной банковской картой.
Об этом в интервью «РГ» заявил президент федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта» Алексей Попов.
Он также рассказал, что сама УЭК в ближайшие год-два может стать «мобильной», то есть превратиться в полноценное приложение для сотового телефона.
Начать обязательную выдачу универсальной карты планировали с 2014 года. Потом перенесли на 2015-й. У вас есть уверенность, что это окончательное решение и что получение УЭК вообще когда-нибудь будет обязательным?
Алексей Попов: Какой-то массовый идентификационный электронный документ в любом случае нужен. Это мировая практика, от этого никуда не денешься. Вполне логично, если этот документ будет называться электронным удостоверением личности и выдаваться, как и паспорт, обязательно по достижении определенного возраста или с рождения.
Поэтому, если в 2014 году будет принят закон об электронном удостоверении личности гражданина Российской Федерации в формате универсальной электронной карты, поправкой к нему обязательность получения УЭК можно будет отменить. Пока же обязательность получения УЭК с 1 января 2015 года сохраняется.
Представим, что человек уже получил универсальную электронную карту. И закон об электронных паспортах тоже приняли. Что делать? Ждать, когда закончится срок действия карты или менять на новое удостоверение личности?
Алексей Попов: Получив УЭК, гражданин не только стал обладателем «пластика», он стал участником целой системы взаимоотношений, в которой оказываются услуги и осуществляются платежи. Единственное, что по сравнению с паспортом ему не доступно, он не может показать УЭК в аэропорту, в отделении полиции, потому что это не паспорт, ибо выдается УЭК не Федеральной миграционной службой.
Думаю, раньше 2016-2017 года массовой выдачи новых электронных паспортов не произойдет. Так что я бы дождался окончания срока действия пятилетней универсальной электронной карты, которая сейчас выдается гражданину на руки. А месяца за два-три до его окончания пошел бы и получил новый паспорт, чтобы иметь возможность и дальше получать услуги в том формате, в котором получал их с помощью универсальной карты. К слову, мы с сотовыми операторами сейчас активно прорабатываем вопрос размещения электронных приложений УЭК в мобильном телефоне. Думаю, на это уйдет два-три года — не больше. Так что раньше, чем граждане начнут повсеместно получать паспорта нового поколения, они смогут стать обладателями мобильной версии УЭК. В перспективе, то же самое можно будет сделать и с электронным удостоверением личности. Главное, создать бэк-офис — информационную систему, которая будет обрабатывать сигналы. А чем этот сигнал подавать, становится все менее принципиальным.
Вы сказали, что с помощью паспорта человек сможет получать те же услуги, что и с помощью УЭК. Но картой можно расплачиваться, а паспорт, даже электронный, для этого вроде бы не предназначен.
Алексей Попов: Принципиальный момент: паспорт должен быть не менее удобен и функционален, чем универсальная электронная карта. Иначе это будет бессмысленная история. Поэтому им, как и картой, тоже можно будет расплачиваться за ту или иную услугу.
Каким образом?
Алексей Попов: На электронном удостоверении личности, как и на универсальной карте, будет ID-приложение. С помощью паспорта можно будет, во-первых, удостоверять личность человека, а во-вторых, транслировать его запрос к расчетному счету в банке, привязанному к пластиковому удостоверению личности. Таким образом, владелец документа сможет расплачиваться за любую услугу.
Электронный паспорт можно будет привязать к любому банку?
Алексей Попов: Нет, только к банку-участнику платежно-сервисной системы УЭК, которая имеет в своем составе платежную систему ПРО100. Это логично, поскольку электронное удостоверение личности будет выпускаться на базе универсальной электронной карты, которая уже работает с этой системой.
В законопроекте миграционной службы, опубликованном для общественного обсуждения, про платежное приложение паспорта ничего не сказано. Почему?
Алексей Попов: Это не предмет этого закона. Никаких запретов на осуществление платежей при помощи идентификационных электронных средств и сейчас нет, нужны будут уточнения в 210 федеральный закон об УЭК. Они будут внесены одновременно с законом об электронном паспорте. Кроме того, предполагается, что перечень приложений на паспорте будет устанавливать правительство. Сейчас этот список обсуждается, он еще не закрыт, да и сам законопроект только проходит межведомственное согласование, и по нему уже была высказана масса самых разных точек зрения. Дело ведь не только в платежах. Во многих странах паспорт является одновременно и водительским удостоверением, что вполне логично. Возможно, у нас это тоже должно быть.
В идеале, конечно, на паспорт ничего «писать» вообще не надо: есть номер электронного документа, инспектор по рации сообщает его в ГИБДД — и оттуда сразу приходит ответ, есть ли у человека права и какой они категории. То же самое — с полисом медицинского страхования. Но для этого нужно, чтобы все базы, тех же ГИБДД и различных медицинских организаций, принимали один общий идентификатор гражданина, а не разные, как сейчас. Для реализации этой сложнейшей задачи нужны комплексные нормативно-правовые, технические и организационные изменения, которые должен делать специальный «архитектор электронного правительства», которого у нас пока нет. Так что в нашем случае, скорее всего, пока придется различные идентификаторы гражданина писать непосредственно в чип электронного паспорта, как это сейчас делается на универсальной электронной карте.
Насколько объемы выдачи универсальных электронных карт сейчас отличаются от прогнозов?
Алексей Попов: Пока отличаются довольно сильно. Это связано с тем, что практически половину 2013 года со стороны правительства не было определенности по поводу взаимосвязи универсальной электронной карты и электронного паспорта. По этой причине регионы не имели четких ориентиров, что им делать с проектом УЭК. С одной стороны, закон был, иногда звучали слова, что надо убрать из него обязательность выдачи карты. Иногда говорилось о том, что будет только паспорт, а никакой УЭК не будет вообще. Или наоборот, что будет только одна универсальная карта.
Точка в этом вопросе была поставлена лишь в сентябре, когда новая правительственная комиссия под руководством премьер-министра дала регионам абсолютно конкретное поручение развивать инфраструктуру УЭК и активно продолжать выпуск карт по заявлениям граждан. Причем заодно было задание нарастить число пунктов, которые принимают заявления на выдачу УЭК. Если раньше, в основном, это был Сбербанк, то теперь в не меньшей, а может быть даже в большей степени — многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг. То есть все МФЦ должны не только принимать универсальную электронную карту, используя ее для идентификации граждан, но и стать пунктами выдачи.
С нового года?
Алексей Попов: Некоторые выдают карту уже сейчас, но с нового года все должны не только принимать заявления на УЭК, но и принимать УЭК в качестве электронного средства идентификации. Мне кажется, что к заявленной цифре — около двух-трех миллионов УЭК — мы выйдем за 2013-2014 год.
Подчеркиваю, сейчас все необходимые поручения губернаторам даны, регионы должны обеспечивать выпуск и конкретные применение УЭК, в том числе в МФЦ, в сфере ЖКХ и транспорта. Если в регионе нет на это средств, не беда, инвесторы, в том числе в виде Сбербанка, всегда найдутся — это коммерчески интересные проекты. И федеральная власть обязательно оценит активность губернаторов в этом направлении.
А сколько сейчас выдано карт?
Алексей Попов: Эмиссия не очень большая, примерно 160 тысяч карт. Конечно, она больше, чем год назад, но говорить о каком-то серьезном росте можно в конце этого, в начале следующего года, когда поручения правительства вступят в силу.
Еще хочу напомнить, что с нового года все социальные карты будут выводиться из эксплуатации. Субъекты страны обязаны будут прекратить их выпуск, в противном случае это будет считаться нецелевым расходованием средств. Все социальные карты в обязательном порядке будут заменяться на УЭК. Это позволит еще больше нарастить эмиссию.
Кроме того, на этот год приходится пик обмена старых медицинских полисов на новые. У каждого гражданина есть выбор: получить бумажный полис либо универсальную электронную карту с «зашитым» в нее полисом — более современный и удобный вариант. Страховые компании активно включились в процесс приема заявлений на выдачу универсальной карты. В 2013 году медицинские полисы нового образца должны получить 30-40 миллионов человек. По нашим расчетам, как минимум, треть выданных полисов будут на основе УЭК.
В идеале, до момента появления электронного паспорта у нас должно быть 12-15 миллионов выданных УЭК.
Почему именно эта цифра?
Алексей Попов: Такое количество карт, по нашим расчетам, позволит не только создать, но и окупить вложения в инфраструктуру. Идея ведь как раз и состоит в том, чтобы с помощью проекта УЭК построить, обеспечить востребованность и окупить инвестиции в инфраструктуру. Чтобы дальше, когда появится паспорт, мы не столкнулись с основной проблемой любого нового электронного документа: сам он есть, а приложить его некуда — инфраструктуры нет. Мы хотим шаг за шагом решить эту проблему. Тут не понятно, что первично: яйцо или курица. Нет универсальной электронной карты — нет инфраструктуры, нет инфраструктуры — нет УЭК. Этот маятник надо раскачать. За деньги частных инвесторов при поддержке власти. Для этого мы и нужны. С одной стороны, мы встроены в закон, с другой — обладаем всеми возможностями коммерческой организации, способной привлекать в проект частные инвестиции. В этой связи в распоряжении правительства как раз федеральная уполномоченная организация «Универсальная электронная карта» назначена ответственной за совместимость инфраструктуры УЭК и нового электронного паспорта.
В разные годы называлась разная стоимость проекта УЭК. Во сколько он оценивается сейчас?
Алексей Попов: Акционеры одобрили нам допэмиссию еще на 1,3 миллиарда рублей. Я думаю, суммарно это несколько миллиардов рублей затрат ОАО «УЭК» на создание всей системы. И на инвестиции в регионы, которым мы помогаем, — 100 — 300 миллионов. Этого хватит, чтобы все запустить. Хочу сказать, что мы хоть и сделали предложения всем регионам, реально инвестируем лишь в те, в ком видим управленческий и интеллектуальный потенциал реализовать всю работу по построению инфраструктур УЭК. Пока таких регионов немногим более 15.
Выдача универсальных карт в регионах идет равномерно или везде по-разному?
Алексей Попов: Есть регионы, где выпущено уже около 10 тысяч карт. Это Чувашия, Башкирия. Много выдается карт там, где они реально используются как средство оплаты проезда в транспорте. Кстати, билет на УЭК получается во многих регионах где-то на рубль дешевле. Вообще что касается транспорта, то возможность оплаты проезда через УЭК протестирована во всех регионах. Но реально УЭК принимается на транспорте пока не везде, примерно в половине регионов.
В тех субъектах, где мы являемся инвестором проекта — в Астраханской, Тульской и других областях, — универсальная электронная карта сейчас активно выдается всем льготникам. Там при проезде в транспорте УЭК является единственным электронным документом, удостоверяющим, что человек — льготник. Хочешь ездить дешевле, у тебя должна быть универсальная электронная карта. Поэтому люди приходят и пишут заявление на ее получение. Пока там выпущено около трех-пяти тысяч карт. Но в ближайшее время, буквально через несколько месяцев, должны быть сотни тысяч. В Тульской области, чтобы стимулировать получение и использование универсальных карт, вообще приняли решение — давать в магазинах скидки три-пять процентов всем, у кого есть УЭК.
Какие услуги сегодня реально получить с помощью универсальной карты?
Алексей Попов: Помимо тех, что я упомянул, это все государственные и муниципальные услуги, которые требуют наличия личного кабинета на портале госуслуг, — получение материнского капитала, разных пособий, а также все услуги в МФЦ и услуги в сфере здравоохранения. Использование универсальной карты позволяет использовать портал госуслуг не как электронную очередь, а как реальное средство избежать хождений «по инстанциям». Важно, что при этом используется и банкоматная сеть, как пример: в Москве в банкоматах Сбербанка можно записаться на прием к врачу.
В части коммерческих услуг мы, как обещали, ввели в действие портал УЭК-онлайн. Там при помощи карты можно, не вставая с кресла, купить страховку для выезда за рубеж, продлить ОСАГО или застраховать недвижимость. Люди этим реально пользуются.
Есть идея дистанционной продажи SIM-карт и дистанционного открытия счетов в банках. Обе темы взрывные. Но с SIM-картами, возможно, дело пойдет быстрее, учитывая недавно принятый запрет продавать их на улице. Если покупка происходит с помощью универсальной электронной карты — это гарантия того, что человек будет точно идентифицирован. Дистанционное открытие счетов — это, конечно, сложнее. Но представьте, какие возможности в этом случае появятся для граждан. Например, участие в кредитных аукционах. К примеру, не являясь клиентом банка, человек захотел взять кредит на покупку авто. Банки в этом случае будут за него соревноваться, предлагать более выгодные условия.
Вы считаете, что люди в России готовы ко всем этим новациям?
Алексей Попов: Я не вижу в этом проблемы. Безусловно, люди готовы. Было бы достойное предложение, вот над этим мы и работаем.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6234 от 15 ноября 2013 г.