«Роль нотариата как института гражданского общества в защите законных прав и интересов граждан и юридических лиц» обсуждали участники круглого стола, прошедшего 23 апреля в Общественной палате Российской Федерации.
Нотариусы, чиновники и представители гражданского общества встречаются на Миусской площади уже в третий раз. Первые две встречи были посвящены обсуждению проекта Гражданского кодекса, в том числе статьи 8.1 подразумевавшей обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью, и носили далеко не миролюбивый характер.
На этот раз все было иначе. Спикеры почти признались в любви к нотариату.
«Адвокатура и нотариат, одни из самых важных институтов гражданского общества, — заявил председательствующий на круглом столе заместитель председателя Общественной палаты, доктор юридических наук Владислав Гриб: Поскольку они обеспечивают реализацию конституционных прав граждан. Без развития этих институтов невозможно построение и развитие правового государства».
С ним согласился руководитель аппарата Комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Илья Миронов. Он, в частности отметил, что вопрос с обязательным нотариальным удостоверением сделок с недвижимостью до конца не закрыт, он активно обсуждается. Возможен вариант возврата в Гражданский кодекс этой нормы, но только исходя из содержания нового закона о нотариате. У парламентариев «есть понимание, что сделки с участием юридических лиц провести вряд ли возможно», равно как «есть понимание, что сделки с участием граждан должны нотариально удостоверяться». Перед законодателем, по мнению руководителя аппарата Комитета ГД, стоят только два вопроса: какую ответственность будут нести нотариусы за свои действия, и каковы будут тарифы?
Судьбу нового закона о нотариат прояснила исполняющая обязанности директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействию с судебной системой Мария Мельникова. По ее словам, министр юстиции России Александр Коновалов поставил задачу доработать и внести законопроект в середине текущего года. И Минюст намерен эту задачу выполнить.
Мария Мельникова похвалила нотариат за активное включение в систему оказания бесплатной юридической помощи и эффективную систему повышения квалификации. Однако претензии у граждан остаются, констатировала она, и, прежде всего, в отношении тарифов за совершение нотариальных действий. В законе предполагается сделать систему тарифообразования более прозрачной и экономически обоснованной.
Впрочем, помимо сделок и нового закона о нотариате участники круглого стола, обсудили целый ряд вопросов, касающихся развития нотариальной корпорации. Например, можно ли применить к нотариату принципы саморегулируемой организации, в какой степени должно осуществляться государственное регулирование нотариальной деятельности, могут ли антимонопольные органы предъявлять претензии нотариусам за централизованное регулирование цен за правовую, и техническую работу, как будет осуществляться взаимодействие нотариата и регистрирующих органов и многое другое?
Комментировали эти актуальные проблемы многие: заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников, президент Московской областной нотариальной палаты Станислав Смирнов, президент Нотариальной палаты Новосибирской области Елена Быкова, президент Московской городской нотариальной палаты Константин Корсик, доцент кафедры судебной власти и организации правосудия Надежда Сучкова и другие.
На некоторые вопросы удалось найти ответы. Например, нотариат точно не может строится на принципах саморегулируемой организации. Более того, по словам Ильи Миронова, в России, на сегодняшний день, нет ни одной «удачной» СРО. Или и нотариусы, и эксперты с редким единодушием согласились с тем, что нотариальная деятельность не подлежит антимонопольному регулированию. Вопросы тарифообразования и взаимодействия с Росреестром пока остаются открытыми. Важно другое — нотариат пока остается в дискуссионном поле и не собирается из него выходить.
Подытожить сказанное можно словами президента Федеральной нотариальной палаты Марии Сазоновой: «С учетом глобализационных и интеграционных процессов, какое направление не возьми, везде есть зарубежный опыт. Мы ни чего не открываем, ничего не предлагаем государству в качестве эксперимента. Все формы нотариальных гарантий правовой защиты граждан давно опробованы. Так, почему государство в угоду крупному, но недальновидному бизнесу не принимает разумных решений?»
На сегодняшний день это безусловно главный вопрос.
http://www.notariat.ru/news/law/6634/