Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата

Совет Федерации поставил реестр залогов под сомнение

Сенаторы проголосовали за отклонение законопроекта, предусматривающего, среди прочего, легитимизацию электронных сервисов ЕИС нотариата.

Совет Федерации России не согласился с мнением депутатов Государственной Думы, поддержавших законопроект «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу о создании Единой информационной системы нотариата)».

Слушания проходили в сенатском Комитете по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества под председательством Андрея Клишаса. В стенах Совета Федерации состоялся острый разговор, по проблемным вопросам принятого законопроекта. В частности, президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова выступила против утверждения этого нормативного документа в том виде, в котором он покинул стены Государственной думы.

Напомним, слушания законопроекта «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу о создании Единой информационной системы нотариата)» в третьем чтении прошли 18 сентября 2012 года. В нем идет речь о создании нормативной основы для дальнейшего развития электронного документооборота и легитимизации электронных сервисов, как уже существующих в ЕИС нотариата – базы данных удостоверенных завещаний, доверенностей и брачных договоров, так и о создании нового — реестра уведомлений о залоге движимого имущества и регистрации уведомлений об этих залогах.

Законопроект изначально вызвал противоречивые оценки, как экспертов, так и нотариального сообщества. С одной стороны, единый реестр завещаний (проблема розыска которых достаточно актуальна), доверенностей и брачных договоров может стать удобным сервисом для граждан, а другой – идея создания реестра уведомлений о залоге движимого имущества на базе ЕИС нотариата за счет материально-технических средств ФНП вызвала множество нареканий. Проблема заключается в том, что нотариус, внося сведения в этот реестр, не удостоверяет саму сделку и соответственно не контролирует истинность волеизъявления сторон и не несет ответственности за ее правовые последствия. Такое, исключительно техническое, участие нотариуса в процессе оформления залога не может предотвратить незаконные сделки с заложенным имуществом. Необязательность этого нотариального действия (гражданин или юридическое лицо, согласно изменениям в законе «О залоге», лишь имеют право, а не обязаны уведомить нотариуса о возникновении залога) ставит под сомнение, как
экономическую состоятельность эксплуатации, так и саму возможность создания подобного реестра за счет средств нотариального сообщества. В отличие от электронного реестра завещаний, который уже существует, этот ресурс придется разрабатывать с нуля, притом, что денег на создание залогового сервиса в федеральном бюджете России пока не предусмотрено.

— Допустим, гражданин хочет посмотреть, заложено ли то или иное движимое имущество или нет, — отметил председатель комитета: Если он смотрит в реестр, не находит там этого имущества, при этом не может сделать вывода о том, что оно тем не менее не заложено, то я это воспринимаю, честно говоря, как введение в заблуждение.

В целом с этим мнением согласились все участники слушаний.

Вот как прокомментировала ситуацию сама Мария Сазонова: «В процессе обсуждения сенаторами были высказаны неоднозначные оценки, но все пришли к выводу, что закон не отвечает решению главной задачи – обеспечению, как приобретателей, так и кредиторов залогодержателей и третьих лиц, объективной, надежной, достоверной информацией о наличии обременений на приобретенное, в первую очередь, в кредит движимое имущество или автотранспорт.

Было отмечено также, что закон не является компетенцией нотариата в том аспекте, как он смоделирован. Кроме того, ведение государственного реестра  не может быть поручено некоммерческой организации за счет привлечения ее собственных средств.

И, наконец, в законе чрезвычайно много понятийных противоречий. С одной стороны, реестр формируется по желанию граждан и не имеет обязательной силы. И нотариус ни за что не отвечает, в частности, за достоверность сведений, изложенных в договоре залога. Однако в другой статье говориться о том, что нотариус все-таки несет ответственность за точность изложенных сведений. То есть в документе много моментов, которые нуждаются в доработке.

Было мнение коллег, что закон вступает с 10 января 2014 года и за оставшееся время можно еще внести изменения и дополнения, можно будет с ним поработать. Однако присутствующие на заседании комитета сенаторы проголосовали за отклонение данного законопроекта и создание согласительной комиссии».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Нотариус Москвы Агафонова Ирина Викторовна

Московская городская нотариальная палата


Лицензия на право ведения нотариальной деятельности № 000225-77

выдана Главным управлением Министерства юстиции РФ от 31 марта 2003 г.

© 2003-2025 НОТАРИУС АГАФОНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА