В Государственной Думе 22 сентября 2015 года состоялось заседание Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, на котором решался вопрос о понижении предельного возраста для нотариусов с 75 до 70 лет. По итогам заседания единогласно было принято решение отклонить проект федерального закона.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 11 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен в Государственную Думу Законодательным Собранием Новосибирской области.
Проектом закона предлагается установить, что предельный возраст для лиц, являющихся нотариусами, не может превышать семидесяти лет. В обоснование своей позиции авторы проекта закона в пояснительной записке указали, что данное положение «позволит обеспечить исключительное состояние интеллектуального здоровья нотариусов». При этом авторами законопроекта не было представлено никаких медицинских доказательств наличия плохого состояния интеллектуального здоровья у лиц старше семидесяти лет.
В ходе обсуждения депутаты, члены Комитета, не нашли оснований, чтобы поддержать данную законодательную инициативу.
Напомним, что Федеральным законом от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены возрастные ограничения для лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью: нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет.
Таким образом, с момента принятия данного закона не прошло и года, и правоприменительная практика только начала складываться, поэтому делать какие-либо выводы преждевременно, о чем, в свою очередь, сообщил Первый заместитель председателя Комитета Александр Агеев.
Кроме того, наличие интеллектуального здоровья у нотариусов регулируется положениями Основ. Согласно пунктам 2, 3 части второй статьи 2 Основ, «нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу, а также состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств». В соответствии с пунктом 3 части пятой статьи 12 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения). То есть законом уже в полной мере обеспечивается наличие у нотариусов интеллектуального здоровья.
В ходе обсуждения член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по законодательной и методической работе Александра Игнатенко отметила, что аргументы авторов проекта закона в части сравнения предельного возраста пребывания на гражданской и военной службе (в настоящее время составляет шестьдесят пять лет), и предельного возраста пребывания в должности судьи федерального суда (семьдесят лет) с предельным возрастом осуществления деятельности нотариусом не логичны. «Законодательство о гражданской и военной службе, а также о статусе судей предоставляет указанным лицам повышенные социальные гарантии со стороны Российской Федерации после выхода их на пенсию, — рассказала Александра Владимировна. — Нотариусы в соответствии с Основами осуществляют свою деятельность на принципе самофинансирования и не имеют каких-либо дополнительных социальных гарантий со стороны государства после достижения ими предельного возраста нахождения в должности нотариуса».
К тому же следует учитывать, что в настоящее время повышается продолжительность жизни и возраст человеческой активности.
По итогам заседания единогласно было принято решение отклонить данный проект федерального закона.