http://pravo.ru/interpravo/practice/view/75224/
В США журналисты «заглянули в карманы» самых успешных корпоративных юрисконсультов, подсчитав и сравнив их доходы за 2011 и 2012 годы. В поле зрения также оказались тенденции в размерах заработной платы и бонусов, причем колебания в суммах премиальных выплат «топов» определенно не обрадуют. Журнал Corporate Counsel подготовил для августовского номера таблицы, в которых наглядно продемонстрировал тренды последнего десятилетия (смотрите интерактивную версию здесь).
Самой стабильной категорией стал базовый оклад главных юрисконсультов. Его размеры медленно ползли вверх, сделав два резких скачка в 2004-м и 2009-2010 годах. В 2011 году рост прекратился, кривая графика сменила направление и пошла вниз. Пока, впрочем, обошлось без существенных колебаний – зарплата в среднем уменьшилась только на 1,8% до усредненного значения $611411 (в годовом исчислении, до уплаты налогов).
Показатель Total cash, то есть общая сумма выплат, которая складывается из базового оклада, а также различных бонусов и премий, в 2000 году стартовала на отметке чуть выше $1 млн в среднем по рынку, упала на 6% годом позднее, а затем резко увеличивалась на протяжении девяти лет, пока не достигла пика в $1,8 млн в 2010 году. В 2011 году, как и в случае с окладом, кривая «тотал кэш» опустилась на 5,7% до отметки в $1,736 млн. Подобное снижение специалисты связывают с экономической ситуацией в мире.
Что касается премиальных в виде опционов на покупку акций, то тут картина противоположная. Такие выплаты напрямую зависят от того, насколько успешным был год как для компании в целом, так и для самого юриста, поэтому эта категория оказалась самой нестабильной. 2000 год определенно стал для топ-юристов успешным – цифры стартовали на отметке в $4,2 млн. Уже на следующий год руководство одумалось и уменьшило размеры опционов на 32%, до $2,8 млн, а в 2003 году – и на все 58%, в среднем передав лучшим юрисконсультам право на выкуп пакета акций эквивалентного $1 млн. На протяжении 2004-2009 годов график оставался практически неизменным, однако потом все же свалился ниже отметки $1 млн. В 2010 году опционы на 39%, но так и не преодолели $1 млн рубеж, остановившись на $900000, а к 2011 и вовсе уменьшились до $700000.
Статистика нашла свое отражение и в суммах, которые получили по истечении года 100 самых высокооплачиваемых корпоративных юристов.
Так, например, Чарльз Калил (Charles Kalil), вице-президент и главный юрисконсульт The Dow Chemical Company, в прошлом году занимал 12 строчку рейтинга, получив почти $2 млн бонус и заработав в общей сложности еще $2,6 млн. Однако в 2012 году Калилу выплатили лишь половину прежней премии. Руководство компании увязало выплату бонусов с успешной работой сотрудников, а поскольку в этом году вице-президент и его подчиненные не достигли заданного объема прибылей, то потеряли и в премиальных. В этом году Калил занял только 39 место.
На самой вершине юридического Олимпа оказался Луис Брискман (Louis Briskman), работающий в CBS Corporation. За 2012 год Брискман пополнил свои счета в общей сложности на $14,6 млн. За ним идут Дэвид Берник (David Bernick) из Philip Morris и Рассел Дейо (Russell Deyo) из Johnson & Johnson (доход каждого — около $6 млн). Пятерку замыкают Майкл Фриклас (Michael Fricklas) из Viacom Inc и Пол Каппуччио (Paul Cappuccio) из Time Warner Inc, получившие по $4,5 млн.
В общей сложности всего 39 юристов получили бонусы свыше $1 млн – на два меньше, чем в прошлом году. Лидирует здесь также Бриксман – за 2012 год он получил свыше $5 млн в качестве поощрительной премии.
Впрочем, несмотря на все попытки корпораций-гигантов удержать талантливых сотрудников, всегда будет место, где «трава зеленее». Так, например, шесть из 20 самых высокооплачиваемых юрисконсультов за 2011 год, в этом году оставили занимаемые должности. Как минимум трое из них вернулись к частной практике, другие же примкнули к крупным юридическим фирмам.
Автор: Александра Ромазина