На Международном юридическом конгрессе в РИА Новости , посвященном модернизации права, об этом процессе вслед за председателем ВС РФ Вячеславом Лебедевым говорил и сопредседатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин. Его краткое выступление было посвящено тому, что еще следует модернизировать в области права, и тому, что уже было Ассоциацией в этой области сделано.
Для начала Степашин напомнил собравшимся о том, что 18 столетий назад Ульпиан определил право как «искусство добра, равенства и справедливости». «Доживи Ульпиан до наших дней, он бы сказал, что право — это еще и искусство модернизации и человеческого роста», — сказал Степашин и рассказал, что, по его мнению, нуждается в модернизации.
«Наше законодательство — это индустриальное законодательство прошлого века, а не завтрашнего дня. Поэтому проблема модернизации правовой системы сейчас почти так же актуальна, как и 20 лет назад», — объяснил сопредседатель АЮР. Одной из первых задач он назвал кодификацию законодательства и ликвидацию законодательных пробелов. «Сперанский решил уже когда-то эту проблему николаевской России, создав свод законов. Теперь эта же задача стоит и перед нами», — провел исторические параллели Степашин.
Вторую проблему он увидел в развитии процессуального законодательства, которое, по мнению Степашина, отстает от частно-правовых отношений.
Третьим пунктом программы модернизации законодательства Степашин обозначил решение проблемы произвольного коррупционогенного толкования законов.
«Нужны законы о законотворчестве», — также добавил Степашин, поддержав идею главы Верховного Суда о необходимости принятия законов о деятельности Госдумы и Совета Федерации.
Еще один проблемный момент Степашин увидел в человеческом факторе: «Национальная правовая система — это не только акты, но и люди». В этом плане АЮР есть, чем гордиться: «Указ президента о совершенствовании системы юридического образования привел к тому, что Ассоциация сумела кардинально изменить ситуацию в сфере подготовки юридических кадров — закрываются юридические факультеты в непрофильных вузах, есть список институтов, не прошедших нашу аттестацию и тех, кто от нее отказался. Так что можно сказать, что юрист „массовой выпечки“ уходит в прошлое».
Однако Степашин добавил, что проблема человеческого фактора решена еще не полностью: «Люди не знают, где и как регистрировать собственность, оформлять права наследования и никто не стремится узнавать свои права по закону — отсюда и взятки, произвол чиновников». «Становлению правовой системы препятствуют сами граждане, которые не хотят участвовать в делах местного самоуправлении», — грустно заключил Степашин.