В Москве состоялось расширенное заседание Общественного совета при Росреестре. Эксперты обсудили вопросы «Реализации дорожной карты “Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”».
За столь длинным названием скрывается вполне незатейливый смысл, авторы Дорожной карты (ДК) собрались, чтоб поздравить друг друга с победой. ДК утверждена Правительством, постылая для них обязательная нотариальная форма сделок с недвижимостью исключена из Гражданского кодекса, осталось только пожинать плоды — готовиться к освоению бюджетных средств.
Весь список мероприятий должен быть пройден до 2018 года. Основные организационно-правовые компоненты новой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны появиться уже в 2015 году.
Вкратце напомним, что предлагают России и ее гражданам разработчики этого инновационного документа: формирование достоверного Единого государственного реестра объектов недвижимости (вместо, ныне существующих, ЕГРП и ГКН), уменьшение процедур регистрации сделки и права на недвижимость до минимума, сокращение сроков кадастрового учета и государственной регистрации прав до пяти рабочих дней, создание технологий, препятствующих увеличению затрат клиентов (в том числе временных, путем введения электронной очереди), минимизация бумажного документооборота и перевод его в электронный вид, повышение статуса государственного регистратора и его ответственности за совершаемые действия, создание механизма компенсации ущерба в полном объеме в случае утраты собственности, повышение информированности клиента о способах и формах получения услуг.
Все быстро, незатруднительно и без очередей.
По словам только назначенной главы Росреестра Натальи Антипиной в стране уже есть 7 тыс. регистрационных окон и планируется открыть еще 15 тыс. Причем не только в подразделениях Росреестра, но и в Многофункциональных центрах. В следующем году в Москве появятся 40 таких учреждений.
Итак, в целом картина складывается заманчивая, за исключением одного момента, а где в этой дорожной карте говорится о гарантиях прав и законных интересов граждан и юридических лиц? Ответ прост — да, в общем, нигде!
Надо отдавать себе отчет в том, что система государственной компенсации ущерба, какой бы качественной она не была, не может ничего гарантировать. На такую роль может претендовать лишь комплекс организационно-правовых мероприятий по контролю условий сделки и ее юридической чистоты. Ничего подобного в дорожной карте не предусмотрено.
Представьте, как будет выглядеть процедура при реализации дорожной карты. Гражданин или граждане заходят в помещение Росреестра или МФЦ, получают бумажку с номером электронной очереди, подходят к девочке в окошке (размером с экран компьютера) с договором и правоустанавливающими документами. Сотрудница (возможно и без юридического образования) отправляет один-два электронных запроса, люди быстренько ставят свои подписи и отправляются восвояси. Кто и как в этом случае будет устанавливать дееспособность граждан, выявлять их волю, контролировать юридическую чистоту, в конце концов, беседовать с людьми? А если клиенты – мошенники и рэкетиры? Кто их остановит?
Мы увидим перед собой организацию процесса, подозрительно похожую на скоринговую модель в коммерческих банках при получении потребительских кредитов. В настоящий момент, как показывает судебная практика, обман кредитных организаций при выдаче различного рода коротких займов, самый популярный вид мошенничеств — проверка заемщика практически не ведется, а неизбежные риски банки закладывают в процент. Лишь бы выдать максимум денег. Что получится, если у нас станут также регистрировать недвижимость? Какова в этом случае цена вопроса?!
Или будем уповать на страховые компании? На обязательное «страхование титула», как называют эту услугу риелторы, пусть даже таких инструментов в российском праве нет? Учитывая масштабы страховых выплат и рисков, страховщики за это просто не возьмутся или создадут такие условия, при которых нынешнее ОСАГО покажется образцом честности и порядочности.
Ну, как говорят, поживем – увидим.
Президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова, выступая на заседании, подчеркнула, что нотариат, в силу закрепленных за ним законом функций по оформлению наследственных прав, удостоверению (в случае соглашения сторон или в силу закона) сделок, в целом вписывается в реализацию ДК. «Мы готовы к внедрению электронного документооборота, к развитию безбумажного взаимодействия с органами регистрации. Сегодня на территории всей России введен единый защищенный нотариальный бланк, жестко инкорпорированный в Единую информационную систему нотариата.
Законодательно закреплено ведение электронных баз удостоверенных и отменных доверенностей, завещаний, брачных договоров. У нас масса позиций, по которым может осуществляться взаимодействие».
Глава ФНП обратила внимание на неполное отражение в ДК потенциала нотариата и отметила неэффективность переложения части нотариальных функций на органы регистрации. Речь идет об оформлении доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом и согласия супруга на сделку. Это противоречит как букве российского законодательства, так и его духу, указала Мария Сазонова, и пообещала жестко противостоять этим процессам.
Одновременно она предложила сотрудничество в плане развития электронного взаимодействия, призванного объединить интересы ведомств во благо граждан. Мы способны стать значимым элементом в реализации тех мероприятий, которые запланированы Дорожной картой, резюмировала президент ФНП.
Безусловно, руководитель Федеральной нотариальной палаты говорила как политик и дипломат. Мы же вполне можем назвать вещи своими именами – без обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом новая система регистрации, предусмотренная ДК, эффективно работать не будет. Внешне продвинутая и удобная процедура превратится в настоящий «питательный бульон», агар-агар для разного рода мошенничеств и злоупотреблений.
О. Колдаев