24.05.2011, 00:50
Вопросы о взаимодействии национальных и международных юрисдикций обсудили участники первого международного юридического форума, который прошел в Санкт-Петербурге. Лучшие юристы и правозащитники со всего мира съехались в Михайловский замок, в котором, как отметил министр юстиции РФ Александр Коновалов, произошло одно из самых знаменитых беззаконий в российской истории — убийство императора Павла. Министр предложил рассматривать проведение здесь юридического форума «как элемент компенсации происшедшего и доказательство, насколько чудовищны и трагичны последствия пренебрежения правом».
Вовлекая в дискуссию своих иностранных коллег, отечественные юристы, чиновники и бизнесмены попытались ответить на вопросы — каким должно быть современное правосудие. Реформирование Гражданского кодекса, трудового законодательства, досудебное регулирование налоговых споров — вот часть поднятных тем.
Кульминацией форума стало пленарное заседание «право — инструмент инновационного и безопасного развития глобального мира», на котором выступил президент РФ Дмитрий Медведев. Глава государства заявил, что важно не только создавать новые законы, но и контролировать выполнение существующих. Он сообщил, что уже подписан указ о мониторинге правоприменения, который будет выполнять минюст.
Иностранные представители, отмечая инвестиционную привлекательность России, с охотой рассказывали про свои правовые системы. При этом сетуя на увеличение количества обращений россиян в Европейский суд по правам человека (ЕСЧП) и на нежелание российской стороны исполнять его решения. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд выступил с предложением повысить роль высших российских судов в реализации Конвенции по правам человека, чтобы уменьшить количество жалоб. «В такой огромной стране, как Россия, окончательные решения должны принимать либо Верховный, либо Конституционный суды», — отметил представитель Совета Европы. Инициативу генерального секретаря Совета Европы поддержал председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, напомнив, что еще несколько лет назад говорил с трибуны о том, что россияне должны обращаться в Страсбург только через высшие суды РФ.