На прошедшей неделе закончилось двухдневное заседание рабочей группы по подготовке концепции «Кодекса профессиональной этики нотариусов Российской Федерации». Президент ФНП Константин Корсик, открывая заседание, отметил необходимость максимально взвешенного подхода к подготовке документа, которому предстоит сыграть важную роль в развитии нотариата.
Согласно положениям закона 457-ФЗ, нотариальное сообщество Российской Федерации должно иметь единый для всех нотариусов России «Кодекс профессиональной этики», который, в свою очередь, должен являться нормативным актом. «Мы вынесли эту тему на повестку дня и включили ее в план, еще не зная, что законодатели готовят проект закона, который сейчас стал ФЗ 457, и в соответствии с которым Кодекс профессиональной этики приобретает значение нормативного акта, — отмечает руководитель рабочей группы, председатель Комиссии ФНП по этике, профессиональной чести и имиджу Татьяна Арчугова. — Можно сказать, что две реки слились в одну. То есть и у нас и у законодателей абсолютно совпали намерения, что показывает необходимость разработки подобного нормативного акта».
По решению Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 января 2015 года рабочая группа должна подготовить проект концепции «Кодекса профессиональной этики» к 24 февраля 2015 года. В рабочую группу под руководством председателя Комиссии ФНП по этике, профессиональной чести и имиджу Т.А. Арчуговой вошли: председатель Комиссии ФНП по законодательной и методической работе А.В. Володин; члены Комиссии ФНП по этике, профессиональной чести и имиджу И.А. Механошина, Н.М. Ильина, Е.О. Лексакова; член Комиссии ФНП по законодательной и методической работе Ж.Ф. Ремесло, а также нотариусы Москвы Н.Ф. Шарафетдинов и С.Е. Дейцев. Курирует рабочую группу член Правления ФНП, президент Нижегородской областной нотариальной палаты К.Б. Лазорин;
В России с 2001 года действует «Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации», во многих регионах России у нотариусов есть свои подобные документы, но все они носят рекомендательный характер. «Ранее существовавший профессиональный кодекс очень противоречиво применялся. Судебная практика складывалась разная. Какие-то суды относились к нему как к нормативному акту и позволяли применять содержащиеся там меры дисциплинарного воздействия, а какие-то суды считали, что это не нормативный акт, и не учитывали его при рассмотрении обстоятельств дела, — рассказывает член Комиссии ФНП по этике, профессиональной чести и имиджу Ирина Механошина — эта противоречивость и подвигла к тому, чтобы сделать принимаемый всем сообществом нормативный акт». «Кодекс профессиональной этики нотариуса», над концепцией которого идет работа, должен учитывать максимальное количество этических и моральных аспектов, но, в то же время, быть динамичным, сообразуясь с постоянно развивающимися и меняющимися требованиями общества и государства. «Мы берем материал и из личной практики, но в первую очередь мы используем опыт работы прежнего профессионального кодекса, измененные с 1 января 2015 года требования Основ, требования времени, которое сейчас привнесло в нашу работу много нового, — рассказывает член Комиссии ФНП по законодательной и методической работе Жанна Ремесло, — и, естественно, мы используем опыт Палат по применению дисциплинарной ответственности в ситуациях, когда необходимо применение таких мер к нотариусу, и последствий таких ситуаций. Учитываться будет и опыт зарубежных коллег».
Кодекс, согласно закону, должен включать в себя «основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего».
«Этика — это очень тонкая материя. Тут главное не ошибиться, где заканчивается этика, и где начинается ответственность другого порядка. Например, правила нотариального делопроизводства — пункт 194, предусматривают дисциплинарную ответственность нотариуса за нарушения норм, предусмотренных правилами нотариального делопроизводства. Эта дисциплинарная ответственность не имеет никакого отношения к ответственности, которая должна возникать у нотариуса за нарушение норм этического характера, — считает председатель Комиссии ФНП по законодательной и методической работе Алексей Володин, — и нельзя путать этот вид ответственности с другой ответственностью. Мы сейчас занимаемся разработкой норм этического характера. Поэтому главное не допустить в Кодексе профессиональной этики смешения разных видов ответственности, несмотря на то, что и та и другая ответственность называется дисциплинарной».
Двухдневное заседание Рабочей группы, по мнению ее участников, позволило выстроить основные направления для дальнейшей работы, которая продолжается в ежедневном режиме удаленных коммуникаций.