Российское Правительство утвердило «дорожную карту» оптимизации ведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Создатели этого плана предполагают сократить время и трудозатраты граждан при оформлении сделок. Однако ни один пункт «дорожной карты» не отвечает на вопрос, как будут гарантироваться права покупателей и продавцов.
Премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился, чтобы ответственные за реализацию плана, до 5-числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом , докладывали в Минэкономразвития о ходе работ. МЭР в свою очередь поручено осуществлять мониторинг и докладывать ему о результатах до 20-го числа месяца следующего за отчетным периодом.
Что же подразумевает эта дорожная карта? Во-первых, ведение в электронном виде государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Во-вторых, планируется оптимизировать ведомственные процедуры, связанные с регистрацией, добиться качественного управления персоналом, повысить качество сведений в ЕГРП и ГКН, а также больше информировать граждан о деятельности Росреестра.
В-третьих, чиновники хотят добиться снижения сроков регистрации прав на недвижимость, сократить время ожидания заявителей в очередях, увеличить долю государственных услуг оказываемых гражданам через интернет (предполагается довести долю интеренет-сервисов до 70%) и организовать прием заявителей в Многофункциональных центрах.
При этом авторы программы рассчитывают, что в глобальном рейтинге мировых экономик Doing Business в категории регистрация собственности Россия поднимется с 46 места на 20-е.
Что же люди получат на практике?
Да, согласно этой дорожной карте процедура регистрации может сократиться, скажем, до 5 дней. Однако при оптимизации процесса приема заявлений у сотрудников Росреестра не останется времени, а, главное, не будет возможности проверять достоверность сведений, представленных сторонами сделки, определять волеизъявление сторон и объективно оценивать дееспособность граждан.
Кроме того, расширение интернет-сервисов совершенно не подразумевает повальную компьютерную грамотность населения. Особенно если речь идет о стариках или малоимущих. Подавляющее большинство граждан будут, как и ранее, пользоваться услугами различных посредников и консультантов, ни чем не подтвердивших свою квалификацию и честные намерения.
Также не прибавят защищенности и Многофункциональные центры. При них одномоментно возникнут множество юридических фирмочек и частных предпринимателей, которые будут предлагать свои услуги в оформлении сделок в обход очередей и с недостаточной документарной базой.
Тем самым Росреестр, фактически, открывается для всякого рода бизнеса, как честного, так и не очень. Особенно легко будет реализовываться мошенническая схема, дескать, «мы вам все зарегистрируем через интернет, а вы посидите тихо». Кто-то в этом случае точно окажется на улице.
Нужно ли говорить, что если эта система будет действовать без участия нотариуса, то от, хотя бы минимальной, правовой защищенности граждан в сфере сделок с недвижимым имуществом не останется и следа. В настоящий момент, ни в «дорожной карте», ни в проекте нового закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» об установлении дееспособности, выявлении воли и намерений сторон сделки нет ни слова.
Между тем, во Франции процедура нотариального удостоверения сделки и регистрации права на недвижимость занимает от 2 месяцев до полугода. По мнению наших зарубежных коллег, мошенничать при сделках с недвижимостью должно быть также трудно, как подделывать деньги. Для них время – деньги, но только наоборот.
Наша «дорожная карта» должна быть реализована не позднее 2014 года. За это время государству предстоит сделать выбор: либо как можно скорее вводить нотариальную форму защиты прав граждан и юридических лиц, поскольку иной в подобных условиях создать нельзя, либо публично признать, что оно отказывается от предоставления каких-либо институциональных гарантий участникам гражданских правоотношений. Но чем, в таком случае, ответят граждане в 2018 году?
О.Колдаев