Владислав Куликов
«Российская газета» — Федеральный выпуск №5291 (212) от 21 сентября 2010 г.
Вчера председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников поддержал идею создания единого следственного органа.
По его мнению, новая служба должна быть отдельной, но при этом иметь прочные связи с прокуратурой.
— Я положительно отношусь к этой идее, — заявил Павел Крашенинников. — Нам необходим единый следственный комитет, а из других органов, в том числе из МВД и ФСБ, следствие должно быть выведено.
По его мнению, единый следственный орган по статусу должен быть отдельным, но при этом его необходимо скооперировать с прокуратурой.
— На мой взгляд, поскольку функции гособвинения остаются в прокуратуре, должны быть некоторые твердые мостики между ними, — сказал Павел Крашенинников.
Напомним, идея объединения следствия под одной и независимой крышей обсуждается не первый год. У предложения немало и сторонников, и противников. В свое время создание Следственного комитета при прокуратуре РФ было, как полагали многие эксперты, компромиссным и переходным вариантом. Предполагалось, что новая структура, созданная на базе прокурорского следствия, окрепнет, наработает опыт и потом, возможно, возьмет под крыло и следователей из других ведомств. Сегодня следственные подразделения в нашей стране есть у четырех ведомств. Кроме СКП дела расследуют ФСБ, МВД и ФСКН в рамках своих полномочий. Правда, многие аналитики полагали, что собрать всех следователей под крышей одного ведомства не удастся.
Вариант Павла Крашенинникова можно назвать самым радикальным, по принципу «все включено». Некоторые эксперты полагают, что такой подход позволит избавить правоохранителей от пресловутого обвинительного уклона, нередко свойственного следователям. Ведь сегодня они вынуждены не столько искать истину, сколько бороться за отчетность. Конечно, де-юре следователь — лицо независимое, однако ведомственное начальство зачастую без пиетета относится к этой независимости и ждет послушания. А в новом ведомстве следователи должны почувствовать некоторую свободу от старых начальников.
Другие аналитики полагают, что нельзя разрывать связку между оперативниками и следователями. В рамках одного ведомства, того же ФСБ или МВД, оперативник и следователь люди не чужие друг другу, а потому какие-то проблемы решаются легче. А если их разделить ведомственными барьерами, есть риск, что правоохранители не смогут работать рука об руку. Выиграет от этого разве что преступность. Так что споры о следственном комитете еще идут.