В Совете Федерации Федерального Собрания РФ 10 октября прошло заседание Комиссии по развитию информационного общества Совета законодателей Российской Федерации, под председательством члена Совета Федерации Р.У. Гаттарова.
Один из вопросов повестки дня касался правового режима электронных документов и обеспечения их юридической значимости в органах нотариата. В обсуждении приняли участие члены Комиссии и экспертного совета, а также представители Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты. Предметом обсуждения стали поправки к отдельным статьям проекта федерального закона, который в настоящее время согласован в Правительстве Российской Федерации и готовится к внесению в Государственную Думу. Этот законопроект предусматривает внесение изменений в ряд федеральных законов, в том числе в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, с целью создания правовых условий для электронного документооборота.
Предложенные поправки были подготовлены членами экспертного совета Комиссии по развитию информационного общества и содержали следующие небесспорные идеи:
— Возложить на нотариат дополнительную обязанность «оказания содействия гражданам и юридическим лицам в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг» и регламентировать эту деятельность, в том числе установить, что «нотариальные действия в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляются нотариусом бесплатно», что нотариусы ведут базовые государственные информационные ресурсы;
— Подробно регламентировать деятельность нотариуса в условиях электронного документооборота, включая свидетельствование: «подлинности электронной подписи на электронном документе», «верности распечатанного на бумажный носитель электронного документа», «верности копии электронного документа», «верности копии с копии электронного документа», «совершение удостоверительных надписей на электронном документе», причем за свидетельствование верности электронных документов предлагается нотариальный тариф «5 рублей за страницу электронного документа»;
— Регламентировать использование нотариусами Единой информационной системы нотариата, в том числе размещение электронных документов, связанных с выполнением нотариального действия, в едином архиве нотариально удостоверенных электронных документов Единой информационной системы нотариата и выдачу электронных документов из этого архива, регистрацию всех нотариальных действий в реестре Единой информационной системы нотариата и выдачу выписок из этого реестра.
В рамках обсуждения указанных предложений представители Министерства юстиции России убедительно аргументировали их несостоятельность.
Во-первых, выделение самостоятельной сферы нотариальных действий (предоставление государственных и муниципальных услуг) и особая регламентация этих действий нецелесообразны, поскольку нотариус не совершает ничего иного, кроме нотариальных действий, перечень которых установлен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. При этом он не имеет возможности установить однозначно, предположим, копия документа заверяется исключительно с целью получения государственных или муниципальных услуг. Очевидно также, что частнопрактикующий нотариус не может осуществлять нотариальные действия бесплатно. Согласно Федеральному закону № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нотариус не является субъектом ведение базовых информационных ресурсов (они формируются органами власти для предоставления государственных и муниципальных услуг).
Во-вторых, авторы поправок, по-видимому, слабо представляют себе как содержание нотариальной деятельности, так и правовую природу электронного документооборота, о чем свидетельствуют приведенные выше примеры нотариальных действий с электронными документами. Справедливости ради, следует признать, что терминология электронного документооборота и правовые механизмы использования электронных документов не получили законодательного закрепления и далеко не всегда, «бумажный» документооборот превращается в «электронный» простой заменой слов. Вот и в данном случае возникли такие парадоксальные сущности как «копии электронного документа», да еще измеряемые в страницах! Кроме всего прочего, нет необходимости регулировать в федеральном законе порядок делопроизводства, в том числе и электронного, это дело подзаконного акта.
В-третьих, предлагая различные форматы использования Единой информационной системы нотариата, авторы поправок не учитывали ни реалии становления такой системы, ни перспективы ее развития. Они от этого просто абстрагировались.
Как выяснилось в процессе обсуждения, рассматриваемые предложения «родились» в одном многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг и имели своей целью помочь гражданам в подготовке документов, необходимых для обращения за такими услугами. В частности, было желание, чтобы гражданин или юридическое лицо могли один раз получить заверенную нотариусом копию документа в форме электронного документа и в дальнейшем представлять этот электронный документ для получения различных услуг. Однако предложенные поправки достижение этой цели не обеспечивали.
Ведущий заседание сенатор Р.У. Гаттаров согласился, что прежде, чем готовить поправки, было бы целесообразно предварительно обсудить идеи с представителями Минюста России и Федеральной нотариальной палаты.
Состоявшаяся дискуссия высветила, на наш взгляд, несколько насущных проблем. Прежде всего, очевидную недостаточность законодательного регулирования правового режима электронных документов. Этот пробел, в определенной степени, призван восполнить упомянутый выше проект федерального закона, подготовленный Правительством России. Вместе с тем, наблюдается некий «законотворческий зуд», когда люди, не имеющие необходимых знаний и навыков (далеко не все юристы способны писать законы) пытаются решить какие-то проблемы или реализовать замыслы именно путем принятия очередного федерального закона. В этой связи, с одной стороны, целесообразно еще раз подумать о принципах и процедурах общественного обсуждения проектов федеральных законов.
По информации Фонда «Центр инноваций и информационных технологий» при ФНП