Несмотря на принятие целого ряда правозащитных мер на рынке недвижимости, значительная часть оборота жилья в России остается под прицелом мошенников. Как результат, страдают и несут большие финансовые потери тысячи граждан — участников сделок с жилой недвижимостью. Согласно опросу, проведенному АНО «Левада-центр» в январе 2019 года, с этой точкой зрения согласны почти 90% россиян. В поддержку введения обязательной нотариальной формы для сделок с жильем также выступил министр юстиции РФ Александр Коновалов на февральском «парламентском часе» в Совете Федерации.
Еще некоторое время назад наиболее проблемным сегментом рынка были сделки с долями в недвижимости, включая куплю-продажу, дарение, залог доли в праве общей собственности (ипотеку) и другие формы отчуждения такого имущества. Сегодня большая часть этих проблем решена благодаря введению нормы об обязательном нотариальном удостоверении целого ряда сделок. Таким образом, доступ мошенников уже закрыт к сделкам по отчуждению долей в праве общей собственности, имущества несовершеннолетних и ограниченно дееспособных лиц, а с августа 2018 года — и к договорам ипотеки долевой собственности.
Кстати, именно нотариальное удостоверение договора было отмечено большинством опрошенных «Левада-центром» как наиболее эффективная форма защиты своих прав при сделках. «За помощью нотариуса при оформлении сделки с недвижимостью, по результатам опроса, уже обращался каждый второй респондент. Из них почти треть, около 32%, обращались и в том случае, когда нотариальное удостоверение не требовалось законом», — отметил вице-президент ФНП Юрий Иутин.
Несмотря на доказанную эффективность такой меры, в некоторых кругах продолжают звучать идеи об отмене участия нотариуса в сделках. Интересно, что противников нотариальной формы не смущает тот факт, что в основе подавляющего числа преступных схем с недвижимостью лежит именно простая письменная форма договора.
Зачастую в договор, составленный «на коленке», вписываются заведомо невыгодные для собственника условия, а нередко — под видом одного договора подсовывается совершенно иной по юридическому смыслу документ. Подобная ситуация произошла с Сергеем Владимирским, который будучи в нетрезвом состоянии подписал договор купли-продажи своей доли в общей с экс-супругой и детьми квартире, хотя изначально думал, что ставит подпись под договором займа. В результате, доля перешла в собственность совершенно постороннего человека за «смешные» по меркам рынка недвижимости деньги — 400 тысяч рублей. При этом все «прелести» жизни с новоиспеченным соседом упали на плечи бывшей жены Сергея Оксаны и их общих детей. В планах предприимчивого покупателя был, по сути, рейдерский захват оставшейся части недвижимости. Новый сосед в компании подельников сделал жизнь Оксаны и детей невыносимой. Ни вызовы полиции, ни обращение в суд не помогли — собственник по закону имел право проживать в квартире. В результате женщина так устала от трат на судебные разбирательства и угроз, что согласилась продать «долевым рейдерам» свою часть квартиры практически за бесценок.
Аналогичная схема была популярна и в кругах так называемых черных риелторов. Предлагая клиентам оформить кредит под залог недвижимости в уже «проверенной» риелтором микрофинансовой организации, посредник подсовывал в стопку документов помимо основного ипотечного соглашения еще и договор купли-продажи жилья в простой письменной форме.
Случается и так, что перечень предлагаемых на подпись бумаг соответствует оговоренному изначально плану, однако жертву подводит собственная правовая неграмотность. Не секрет, что с определенными видами документов, например с договором ипотеки долей, может досконально разобраться только профессиональный юрист. Именно такая бумага обернулась проблемой для москвича Александра. С неприятными правовыми последствиями договора ипотеки долевой собственности Александр столкнулся из-за долгов бывшей жены, которая и подписала такую бумагу, не особо вдаваясь в нюансы. По своему юридическому смыслу ипотека — это один из видов залогов, предметом которого выступает недвижимость. Получилось так, что сособственница квартиры Александра, его экс-супруга, оформила такой залог и не смогла выплатить долг. Как результат, право собственности на ее долю в квартире перешло посторонним людям, которыми по воле случая оказались сразу две семьи с детьми. Теперь перед Александром стоит дилемма: делить свою скромную двушку в хрущевке с шестью соседями либо искать деньги для выкупа их долей, которые заметно подросли в цене за то время, пока мужчина пытался разобраться в сложившейся ситуации.
Подобных историй можно было бы избежать, если бы каждая из описанных сделок проходила под ответственностью нотариуса. Напомним, что работа нотариуса включает ряд важных этапов. Нотариус проводит правовую экспертизу документов, проверяет юридическую чистоту отчуждаемого объекта. Также в обязательном порядке устанавливается личность заявителей, проверяется их дееспособность, а также отсутствие производства по делу о банкротстве. Важнейший этап работы нотариуса — очная беседа с участниками сделки, в рамках которой проверяется осознанность действий сторон и соответствие их воли условиям заключаемого договора, а также разъясняются правовые последствия сделки. В результате, стороны нотариально удостоверенного договора могут быть уверены в безопасности сделки и ее последующей защиты от оспаривания. Повышенная доказательственная сила нотариально удостоверенного договора установлена законом.
Интересно, что почти половина участников январского опроса «Левада-центра», отмечая практическую пользу заключения договора в нотариальной форме, до сих пор не знают об имущественных гарантиях, которые предоставляет нотариус. В России физическим и юридическим лицам гарантируется стопроцентное возмещение ущерба, понесенного по вине нотариуса. Возмещение убытков гарантирует многоуровневая система страхования ответственности нотариуса, а при необходимости — подключается личное имущество нотариуса и Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты.
Нотариус — это еще и самый доступный юрист высокой квалификации. Тариф на удостоверение сделки, для которой установлена обязательная нотариальная форма, составляет 0,5% от ее стоимости, но не более 20 тысяч рублей. Если говорить об
удостоверении договора об ипотеке жилого помещения, то итоговая стоимость такой услуги выйдет для заявителя не дороже 8 200 руб. Согласно данным «Левада-центра», более 60% россиян считают такую стоимость нотариальных услуг оправданной и доступной для населения.
Для сравнения, посредники, работающие на рынке, берут за юридическое сопровождение различных видов сделок с недвижимостью около 50 тысяч рублей, не предоставляя при этом никаких гарантий за результат своей работы.
Помимо предоставления правовых гарантий нотариус во многом упрощает и сам процесс оформления сделки для заявителя. Нотариус сам собирает все необходимые сведения благодаря электронным запросам в целый ряд ведомств — начиная от Росреестра и заканчивая кредитными организациями. Работая в режиме «одного окна», нотариус сам занимается сбором и направлением необходимых документов в регистрирующий орган. При этом право собственности регистрируется в кратчайшие для заявителя сроки — за 1 рабочий день. С 1 февраля этого года такой оперативный способ решения регистрационного вопроса доступен всем, кто заключает сделку через нотариуса, без каких-либо доплат за услугу.