В связи с тем, что банки в последнее время настойчиво предлагают клиентами услуги, от которых нельзя отказаться, в имуществе россиян оказываются незнакомые российскому гражданскому праву элементы, к примеру, структурированные ноты.
Это своего рода ценные бумаги, выпускаемые иностранными эмитентами, и нотариусы не исключают, что с расширением присутствия иностранного капитала на отечественном рынке, они будут чаще фигурировать в наследственных делах граждан.
Комиссия Московской городской нотариальной палаты по рассмотрению вопросов применения законодательства о наследстве изучила новый вид имущества и представила коллегам свои рекомендации на «круглом столе».
Нотариус Москвы Евгения Ермолова рассказала о происхождении структурированных нот и раскрыла их правовую природу. Как оказалось, это элемент зарубежного права и в российском законодательстве не предусмотрен. Но, тем не менее, если ноты оказались в наследственном имуществе, руководствоваться следует исключительно российскими нормативно-правовыми актами. Прежде всего, необходимо тщательно изучить правоустанавливающие документы и, в зависимости от содержащихся в них условий, делать выводы о том, можно ли рассматривать ноты в качестве ценных бумаг или нет. В случае положительного ответа, предпринять действия по аналогии. По мере накопления московскими нотариусами опыта оформления структурированных нот, комиссия будет его анализировать и расширять перечень рекомендаций. Евгенией Ермоловой создана презентация по рассматриваемому вопросу, которая будет размещена в Библиотеке нотариуса на сайте МГНП.
В ходе круглого стола рассмотрели также вопросы приобретения наследства и его фактического принятия, в том числе представителем по доверенности. Последнее чаще всего актуально при длительном отсутствии наследника, к примеру, при его нахождении в заключении. Член правления МГНП Зинаида Ништ сообщила, что наследство считается фактически принятым, если отсутствующий наследник оставил своему представителю доверенность на распоряжение имуществом, к примеру, на представление его интересов в управляющей организации или сдачу жилья в наем.
Отдельно Зинаида Львовна коснулась правил наследственной трансмиссии, когда право наследника принять наследство переходит к другим лицам.
Председатель комиссии нотариус Москвы Александра Цветкова осветила проблемы, возникающие при установлении права наследника на обязательную долю в наследстве. В частности, рассмотрели случаи, когда наследниками являются нетрудоспособные инвалиды, в том числе граждане иностранных государств или россияне, получившие инвалидность за границей. Комиссия считает, что документы о нетрудоспособности, выданные за рубежом, должны подтверждаться медико-экспертными учреждениями на территории России. Более того, по мнению нотариусов, в таких случаях лучше действовать через судебные решения, поскольку для приобретения права на обязательную долю требуется наличие инвалидности на день смерти наследодателя. Данное мнение согласуется со сложившейся судебной практикой, анализ которой был также рассмотрен участниками «круглого стола».
Кроме всего прочего спикеры ответили на множество вопросов нотариусов, связанных с правом представления при наследовании по закону, отметив, что потомки племянников и двоюродных братьев и сестер к наследованию по праву представления не призываются, а наследуют как наследники пятой и шестой очереди соответственно.