Минюст инициирует серьезную борьбу с очередями, завышенными тарифами и хамством в нотариальных конторах. По словам высокопоставленных чиновников, сначала надо навести порядок в этих вопросах, а потом решать вопрос с новыми полномочиями.
Вчера такое заявление прозвучало на внеочередном собрании представителей нотариальных палат России, посвященном модернизации Гражданского кодекса. Самый острый вопрос в предлагаемой реформе — новые полномочия нотариусов. Планируется, что все сделки, на которые требуется государственная регистрация, придется оформлять через нотариуса.
Такие новеллы заложены в проекте изменений в Граждан-ский кодекс, опубликованном не так давно в Интернете. Пока это только предложения, которые, к слову, пугают многих. Простые граждане опасаются, что в результате придется только платить лишние деньги, получая взамен лишь очереди и голов-ную боль.
Как заявил вчера заместитель министра юстиции Юрий Любимов, проблема действительно существует. Он рассказал, что провел своего рода «контрольную закупку»: попробовал оформить доверенность на трех человек, которые должны были представлять интересы доверителя в суде. С технической точки зрения работа несложная, тем более что текст документа был подготовлен заранее. Нотариусам оставалось проверить, поставить печать и взять пошлину. Однако не все оказалось так просто.
По словам Юрия Любимова, в двух нотариальных конторах не приняли текст на электронном носителе. В наш компьютерный век у нотариусов не оказалось под рукой соответствующей аппаратуры, чтобы распечатать документ. В третьей конторе заявили, что закон не позволяет оформлять одну доверенность на троих, надо выписать сразу три документа — по одному на каждого представителя. В итоге услуга обошлась в три тысячи рублей. Хотя госпошлина за такую доверенность составляет, по словам Юрия Любимова, 300 рублей. Три бумаги обошлись бы в 900 рублей. Остальное нотариус взял за свою техническую работу. Теоретически закон позволяет устанавливать такую наценку, вопрос лишь в том, насколько она справедлива.
Поэтому, как сказал Юрий Любимов, при реформе нотариа та необходимо установить жесткие тарифы. Одно из главных условий перемен — услуги человека с печатью должны быть доступны каждому гражданину, невзирая на его социальное положение. Иначе не стоит и начинать.
Кроме того, весь нотариат должен полностью измениться, и готовиться к этому надо уже сейчас. Минюст совместно с Федеральной нотариальной палатой берет под контроль эту работу.
Как сказала вчера президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова, переход к более активной модели нотариата подразумевает и повышение требований к нотариусам, и модернизацию всей системы. Будут активно внедряться электронные технологии. Людям с печатью придется постоянно повышать свой профессионализм. А в офисах должны быть созданы комфортные условия для граждан.
Цель же реформы вовсе не в том, чтобы дать дополнительный заработок нотариусам. Главное — защитить обычных граждан. Советник президента России Вениамин Яковлев сделал вчера поразительное по откровенности признание: при разработке действующего гражданского законодательства не учли всех факторов, в итоге получилось, что человек у нас не всегда защищен. Причем беззащитность чувствуют и бедные, и богатые. Старика могут убить бандиты ради его квартиры, а завод предпринимателя способны забрать рейдеры, не говоря уже о постоянных процессах с добросовестными покупателями квартир, когда у них отбирают жилье на законных основаниях. Ведь государственная регистрация, как выясняется, не имеет силы подтверждения законности. Если человек купил квартиру и получил документ, это не значит, что он может спать спокойно. Завтра, допустим, выяснится, что продавец был не совсем прав, и покупателя оставят без крыши над головой.
Нотариусы же, как предполагают авторы реформы, будут отвечать в полном смысле головой именно за законность сделки, а это меняет практически все. К тому же ответственность будет застрахована, и, если человек с печатью просмотрел какой-то юридический ляп, гражданину возместят ущерб.
Получат дополнительный вес и сами документы, заверенные нотариусами. Для судов они будут считаться полноценными доказательствами.