08.11.2011, 00:23
Госдума одобрила законопроект, разрешающий составлять «завещания» на собственные органы.
Если гражданин желает после смерти подарить свое тело науке, он сможет спокойно пригласить нотариуса и скрепить печатью свою волю. Наука будет благодарна.
Точно так же человек сможет оформить «доверенность» на свое сердце, печень или почки, если хочет, чтобы его органы послужили кому-то другому. Такие права людям может дать законопроект об охране здоровья, принятый в трех чтениях и отправленный на утверждение в Совет Федерации.
Как сообщили «РГ» в Федеральной нотариальной палате, наряду с прочими новациями проект предусматривает ряд новых нотариальных процедур. Они в частности касаются такой тонкой материи, как распоряжение своими органами после смерти… ну как бы по наследству.
— Гражданин сможет по желанию в нотариальном порядке выразить свое волеизъявление о согласии или несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для последующей трансплантации, — поясняют представители Федеральной нотариальной палаты.
Напомним, несколько лет назад разгорелся крупный скандал, связанный с пересадкой органов. Правоохранители обвинили врачей в том, что те ждали смерти пациента, дабы продать его органы. Спрос на чужие сердца велик, за ними гигантские очереди. Кто не дождется, тот умрет. Но если кто-то умрет, значит, кто-то дождался. Такая вот смертельная игра слов. Ситуация непростая, и в обществе время от времени возникают слухи, что некие «врачи-убийцы» сводят больных в могилу ради органов.
Однако врачебное сообщество отвергало подобные обвинения. Человеческий организм, как и душа, слишком тонкая материя, грубым ножом в нем ничего не добьешься. Криминальная торговля органами, по этой логике, лишь сюжет для детективов и боевиков, в жизни не все так просто. Зато после громкого «дела врачей», которые, кстати, были оправданы, российская практическая трансплантология была отброшена назад. Из-за дефицита донорских органов лишь около 30 процентов больных из «листа ожидания» в нашей стране доживают до трансплантации. Возможно, новые правовые процедуры избавят институт пересадки органов от домыслов и нервных слухов. Если человек не хочет делиться органами, медицина будет бессильна.
— В случае существования нотариально удостоверенного несогласия заявителя на изъятие органов и тканей после смерти медицинская организация должна быть поставлена в известность о его существовании и сделать соответствующую отметку в медицинской документации пациента, — поясняют представители Федеральной нотариальной палаты.
Допустим, привезли человека в больницу на «скорой», врач тут же должен поставить в нужных бумагах отметку: согласия на пересадку органов пациент не давал. Нотариальный порядок волеизъявления предусматривается и в случае, если человек решит оставить свое тело после смерти для использования в научных и учебных целях. Для этого он при жизни должен будет оставить письменное нотариально удостоверенное заявление, которое в установленном порядке передадут в медицинское учреждение.
— Появление подобных положений говорит об усиливающейся роли нотариата в регулировании гражданских процессов, — считают в Федеральной нотариальной палате. — И хотя нотариальное оформление согласия на изъятие органов для трансплантации не является обязательным, участие нотариуса в этом процессе с привлечением всех заинтересованных сторон поможет избежать многих неоднозначных этических и правовых ситуаций, возникавших при процедуре пересадки органов.