В Москве, в последний день осени прошел российско-германский семинар: «Правовые проблемы заключения брачных договоров: Опыт и практика». Ни кто не сомневался в том, что мероприятие состоится при любой погоде. Даже если природа приготовила «на завтрак» стихийное бедствие.
К слову, это второй научно-практический семинар на брачную тему, проведенный в рамках договора о сотрудничестве между федеральными нотариальными палатами России и Германии. Первый был в апреле 2010 года в Санкт-Петербурге.
Второй обещал быть столь же насыщенным, увлекательным и посещаемым. Все было бы так, не вмешайся погода. Москва встретила зарубежных коллег и участников из регионов России ледяным штормом и бесконечными пробками. К началу, 9.30 утра, успела подъехать едва ли половина слушателей. Педантичные немцы, за исключением двух отставших, и основные докладчики оказались в «голубом зале» гостиницы «Салют», тем не менее, вовремя.
Заседание открыла президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова.
— Правовые системы Германии и России очень близки, — начала она, — множество норм нашего законодательства заимствованы из немецкого права. Именно поэтому мы с большим интересом следим за научной деятельностью наших коллег, публикациями в научных журналах, и первыми пригласили их в качестве экспертов проекта закона о нотариате и нотариальной деятельности…
Затем президент Федеральной нотариальной палаты озвучила статистику заключения брачных договоров в России. Она отметила, что за последние годы наблюдается практически двукратный рост числа подобного рода сделок. Популярность брачного договора растет. Во многом это вызвано, как развитием правосознания, так и вполне тривиальными причинами, связанными управлением кредитными рисками. (При заключении ипотечного договора супруги все чаще стали использовать раздельный правовой режим имущества нажитого в браке, чтобы не становиться созаемщиками и, в случае невозврата кредита, не потерять больше, чем можно себе позволить.)
Вместе с тем, доля «договорных» семейных отношений в соотношении с общим количеством заключенных браков пока не велика, всего лишь 45 тыс. из 1,1 млн. То есть к нотариусу идут порядка 4% молодоженов.
Впрочем, российское семейное законодательство не стоит на месте.
— На одном из круглых столов в Комитете Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей было озвучено предложение, чтобы все соглашения между супругами удостоверялись нотариально, — рассказала Мария Сазонова, — Председатель комитета Елена Мизулина нас поддержала, но при одном условии, что все подобные сделки будут отражаться в Единой информационной системе нотариата. Именно поэтому мы боролись за внесение в «ужасный» 166-й закон нормы, позволяющей вести электронный реестр брачных договоров. Наша борьба увенчалась успехом.
В заключение президент ФНП подчеркнула, что международное сотрудничество нотариата активно развивается, и важно, что не только на федеральном уровне. На сегодняшний день действует более 15 международных договоров, заключенных нотариальными палатами субъектов, и это дает твердую основу для интеграции российского нотариата в международную правовую среду.
Следом за президентом Федеральной нотариальной палаты взяла слово руководитель проектов в России Германского Фонда международного правового сотрудничества (IRZ) Татьяна Бовкун. Она рассказала немного об истории создания Фонда – он был создан в 1992 году по инициативе тогдашнего министра иностранных дел германии Клауса Кинкеля – и с тех пор занимается развитием транснациональных правоотношений. В настоящее время Фонд оказывает поддержку различным странам по вопросам развития правового государства и рыночной экономики. Эксперты Фонда IRZ активно работают там, где требуется поддержка конституционных структур правового демократического государства, создание основ частно-правовой и экономической деятельности и приведение национального законодательства в соответствие с правом ЕС. Специалисты Фонда уделяют много внимания совершенствованию нотариального сотрудничества, вплоть до того, что Фонд решился стать одним из соорганизаторов семинара.
Официальная часть мероприятия, как водится, продлилась до первой кофе-паузы.
Третьей по счету, но не по значимости, выступила доцент кафедры адвокатуры и нотариата РПА Минюста России, кандидат юридических наук Светлана Чашкова. Тема ее доклада — «Брачный договор в российском законодательстве. Основные положения и правовые проблемы брачного договора». Звучало просто, но на поверку, со слов выступающей, практика заключения и применения брачного договора изобилует «подводными камнями». И главный из них императивно имущественный характер этой сделки, свойственный нашему семейному законодательству. В современном мире порой непросто разделить, где заканчиваются имущественные интересы граждан и начинаются личные. Как бы в подтверждение этой объективной конвергенции гости на задних рядах активно обсуждали проблему отражения в брачном договоре смежных и авторских прав.
Впрочем, Светлана Чашкова, на редкость обстоятельно проанализировала правоприменительную и судебную практику. Вопросов после ее выступления у нотариусов было немного.
Главный докладчик с немецкой стороны директор Союза нотариусов Германии Кристиан Рупп говорил, как и водится, перед обедом. К тому времени зал уже успел заполниться. Потенциальные слушатели стойко преодолевали превратности климата и несовершенство дорожной сети.
Начал он примерно с того же, что и президент Федеральной нотариальной палаты – подчеркнул схожесть законодательств. Но также обратил внимание и на отличия. Так, например, в Германии вопросы семьи и брака не отражены в каком-либо специальном законодательстве (на подобии нашего Семейного кодекса). Все регулируется в рамках Гражданского уложения. Вместе с тем, брачный договор, опять же в отличие от России, влияет на наследственные правоотношения. В остальном же различия минимальны.
Кристиан Рупп, хоть и выглядел простуженным, не отклонился от заявленной программы, сделал два доклада подряд: «Основы имущественных правоотношений супругов в Германии. Нормы права, регулирующие вопросы об оказании материальной помощи и уравнивание долей супругов в правах на пенсионное обеспечение по старости или инвалидности, наступивших в период брака» и «Свобода усмотрения сторон при заключении брачного договора по законодательству Германии».
Особенно заинтересовала слушателей последняя тема. Оказалось, что свободы в договорных отношениях в немецком праве не больше, а зачастую и меньше, чем в российском. Это могло бы стать хорошим ответом критикам континентальной системы права, сторонникам всеобъемлющей диспозитивности как условия экономического развития – страна, кормящая в настоящий момент, чуть ли не половину Европы не отказывается от традиционных ценностей, а адаптирует их к современным реалиям. Причем, весьма эффективно.
Но ключевым для российских нотариусов стало другое сообщение, в общем, отвечающее на вопрос: почему люди в Германии так охотно идут к нотариусу? Государственная пошлина за обращение в судебные инстанции, если в деле фигурирует нотариально удостоверенные документы, существенно ниже той, если бы эти бумаги были составлены в простой письменной форме или даже вышли из государственных организаций. Вот реальная доказательственная сила нотариального акта.
С чувством белой зависти российские коллеги отправились на обед. А после началось самое интересное – деловая игра.
Все происходящее напоминало модный ныне театр «.DOC». Три сценки, в каждой из которых семейная пара приходит к нотариусу заключать брачный договор. Роли клиентов исполняли молодые нотариусы Вадим Скрипченко и Елена Пунигова, помощник-референт президента ФНП Елена Афанасьева, заместитель главного редактора журнала «Нотариальный вестник» Наталья Леднева и, конечно, немецкие коллеги Кристиан Рупп и Михаэль Шиле – офицер Федеральной полиции Германии, кстати. В роли нотариусов были нотариусы: Алексей Комаров, Василий Ралько и Катрин Брозе-Пройс.
Причем фрау Пройс — еще и судья Федерального Верховного Суда Германии. Комментировали происходящее на сцене: Ольга Хазова — старший научный сотрудник института государства и права РАН, эксперт совместного проекта ГПУ при Президенте РФ и ЕС «Применение Гаагских конвенций о защите прав ребенка в РФ», Любовь Максимович — старший научный сотрудник института государства и права РАН, Хендрик Пройсс — нотариальный инспектор и, по совместительству, муж федерального судьи.
Люди в роли самих себя, комментаторы в роли комментаторов, прямые диалоги, импровизация на импровизацию и виртуальный задник на сцене. Картинка получилась вполне постмодернистская: на сцене может происходить все что угодно – важен контекст.
И здесь он был действительно важен. Каждая ситуация разбиралась буквально по косточкам: в зале – с правовой точки зрения, в кулуарах – с общечеловеческой.
Еще одно интересное наблюдение — каковы они, нотариусы? Улыбчивый и приветливый Василий Ралько и «железный нотариус» — Катрин Брозе-Пройс. Сразу было понятно, кто в доме друг, а кто хозяин. Так люди одной профессии, но из разных стран, составили некий коллективный портрет в единстве места-времени. Дискурс, если хотите, человека и закона.
Подумалось, что неплохо бы проводить что-нибудь подобное не только в формате «коллеги для коллег», но и для граждан, которым, время от времени, приходится ломать голову над тем, почему они оказались в кабинете у нотариуса, а ни кого-либо другого.
Закрывала семинар на правах хозяйки проректор по повышению квалификации «Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации» Елена Чефранова. Она поблагодарила гостей и участников за терпение, тех, кто добрался. И пожалела тех, кто не добрался. Действительно, много потеряли.
http://www.notariat.ru/