Владислав Куликов
«Российская газета» — Федеральный выпуск №5413 (37) от 22 февраля 2011 г.
Высокие технологии помогут гражданам быстро и безопасно покупать квартиры, оформлять важные сделки и делать многое другое, где требуется солидная печать. Все идет к тому, что роль нотариуса в обществе значительно повысится.
Об этом вчера говорилось в профессиональной среде на международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы нотариальной практики в России и Франции», начавшейся в Москве.
Как заявил заместитель министра юстиции Юрий Любимов, при подготовке реформы нотариата минюст ориентируется прежде всего на французский опыт.
— Нотариат как профессия давно говорит на французском языке, — заявил Юрий Любимов. — Для нас французский опыт очень важен и ценен. Мы хотели бы видеть российский нотариат таким, каким он существует во Франции.
Если говорить простым языком, нотариат по-французски — это ни шагу без нотариуса. У нас сейчас готовятся большие изменения в законодательстве, которые сделают российских нотариусов такими же незаменимыми. Например, проект поправок в Гражданский кодекс в большинстве случаев обязывает заверять у нотариуса сделки с недвижимостью. Это, пожалуй, самое громкое, но далеко не единственное предложение.
Недавно минюст опубликовал проект долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений. В документе предлагается привлекать нотариусов для совершения исполнительных действий. Как говорится в документе, нотариус может сопровождать исполнение судебного акта на стадии от выдачи исполнительного документа до его предъявления к взысканию в службу судебных приставов. В том числе речь идет о санкционировании действий взыскателя, которые могут затрагивать права должника и иных лиц. Предлагается подключить нотариусов и к процедуре продажи арестованного имущества.
Также в документе говорится, что надо расширить возможности существующих профессиональных сообществ, прежде всего частных частных детективов, адвокатов и (внимание!) нотариусов по сбору информации о должнике и его имущественном положении, для использования этих сведений при исполнении судебных актов. В целом, как говорилось вчера на конференции, нотариус должен стать не просто человеком, ставящим печать и удостоверяющим документ. Это будет фактически первый помощник гражданина, который может запрашивать нужную информацию, готовить и регистрировать документы, советовать, консультировать.
Как сказал Юрий Любимов, у идеи развивать нотариат на французский манер есть и оппоненты. Они боятся, что груз новых полномочий, образно говоря, раздавит нотариусов. Возникнут очереди, хамство, заоблачные тарифы. Поэтому нотариат должен не просто подготовиться к работе по-новому, ему предстоит доказать, что он готов измениться к лучшему.
Как сообщили вчера корреспонденту «РГ» в кулуарах конференции, в ближайшее время будет создан своего рода электронный прецедент. Не известный широкой публике нотариус совершит первое нотариальное действие в электронной форме.
Кто конкретно сделает это, не так важно. Главное, что высокие технологии станут для нотариусов рутиной, облегчающей в первую очередь жизнь обычным гражданам. По словам президента Московской городской нотариальной палаты Василия Ралько, уже началась масштабная реформа нотариального делопроизводства. Предполагается наладить связь в Интернете между нотариусами и государственными организациями, прежде всего государственными регистраторами, чтобы передавать и получать информацию. Не за горами внедрение общегосударственного электронного реестра завещаний, а также электронного реестра самих нотариальных действий. Благодаря последнему можно будет узнать, например, действительно ли, допустим, такая-то доверенность была выдана там-то и там-то или это фальшивка. В целом этот год для нотариального сообщества должен стать переломным.
Однако вместе с полномочиями повышаются и требования к нотариусам. Как уверяют и представители минюста, и нотариусы, для обычных людей перемены должны быть выгодны. Что же касается извечных опасений — мол, тарифы увеличатся, то минюст их не разделяет. Как сообщил Юрий Любимов, в законопроекте заложены прозрачные правила установления тарифов. Гражданину будет понятно, сколько и за что с него берут. При этом тарифы должны быть доступны — это главное. Усилятся требования к кандидатам на должность и государственный контроль за деятельностью нотариусов. Но здесь также важно пройти по тонкой грани: оставить нотариусов независимыми, чтобы никто не мог на них давить, и одновременно иметь рычаги для борьбы с нечистоплотными персонами.