5 октября 2015 года в программе «Право на защиту» состоялось продолжение разговора с представителями Федеральной нотариальной палаты. Предыдущая программа, вышедшая в эфир 28 сентября, вызвала живой интерес у слушателей, в студию поступило огромное количество вопросов. Поэтому член комиссии по законодательной и методической работе Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко и начальник законодательно-методического отдела ФНП Александр Сагин вновь стали гостями в студии радиостанции.
В начале программы ее ведущая Ильмира Маликова обобщила вопросы, которые не успели задать слушатели в ходе предыдущей программы. Большая часть из них касалась одной темы — наследства. «И церковь, и государство говорят: институт брака переживает кризис, количество людей, вступающих в официальный брак, снижается. Риторика и молодых, и старых: печать в паспорте-де ничего не решает, никто никого печатью в паспорте не удержит. А потом вдруг человек умирает, и выясняется — вторая половина, прожившая с ним долгие годы, не имеет прав ни на что. Каковы права людей, живущих в так называемом гражданском браке, а по факту являющихся сожителями?», — так сформулировала обращение к экспертам ведущая программы. Одна из позвонивших в студию интересовалась, имеет ли право на долю в наследстве женщина, сожительствующая с ее племянником. Еще один вопрос от слушателя: может ли претендовать на квартиру гражданская жена (сожительница), если ее гражданский супруг (сожитель) скончался?
Александра Игнатенко обратилась к аудитории программы: «Милые женщины и дорогие мужчины! Если вы хотите в имущественном плане быть защищены — регистрируйте брак, потому что от пресловутого штампа в паспорте очень многое зависит, по крайней мере, ваши имущественные отношения между собой». Александра Владимировна отметила, что судами для признания прав наследования не принимается во внимание совместное проживание, сожительство. В таких исках отказывают. Единственное, на что может рассчитывать сожитель — выплата компенсации от наследников умершего. Конечно, если удастся доказать в суде, что его денежные средства были вложены в имущество. В случае с сожительством, отметили эксперты, даже завещание не может быть абсолютной гарантией, ведь у наследодателя могут быть наследники, имеющие право на обязательную долю. Регистрация брака позволяет пережившему супругу выделить в наследственном имуществе ровно половину в качестве супружеской доли. И только вторая половина пойдет по наследству. Таким образом, супруг, при наличии зарегистрированного брака, приобретает большую часть наследства.
Один из радиослушателей интересовался, зачем нотариус хранит экземпляры трех его предыдущих завещаний, если он составил новое. И нет ли вероятности того, что нотариус может их как-то использовать? Александр Сагин объяснил, что по закону нотариус обязан хранить экземпляры предыдущих завещаний. Переживать не стоит — использовать их каким-либо образом нотариус не сможет, так как последующее завещание отменяет предыдущее. Единственный случай, в котором те «старые» завещания могут начать действовать — если суд признает недействительным последнее завещание.
Александра Игнатенко призвала всех внимательно подходить к составлению завещания, чтобы не перессорить своих родных и не оставить близких без наследства. Александр Сагин рассказал об очередях наследования и напомнил, что особенно важно составлять завещание в том случае, если впоследствии у наследников могут возникнуть проблемы с доказательством родственных отношений.
Еще одна тема, которую затронули в ходе программы — депозит нотариуса. Ведущая спросила, как поступить гражданам, которые выплачивают кредит банку, который лопнул, чтобы избежать штрафов. Александр Сагин ответил, что для таких случаев идеально подойдет такой инструмент, как депозит нотариуса. В соответствии с Гражданским Кодексом в случае, если неизвестен кредитор, то есть неизвестно, кому выплачивать деньги, можно внести деньги в депозит нотариуса. В этом случае должнику не придется выплачивать пени по кредиту впоследствии, поскольку сроки внесения платежей будут соблюдены, так как внесение денег в депозит нотариуса подтверждает исполнение обязательств. Также эксперты рассказали о том, что депозит нотариуса является удобным и безопасным механизмом и для расчетов по сделкам, включая сделки с недвижимостью.
В беседе затронули и тему видеофиксации. Александра Игнатенко назвала видеофиксацию очень действенной мерой для защиты сделки, так как при судебных разбирательствах запись совершения нотариального действия может доказать, что на приеме у нотариуса был конкретный человек, а сам нотариус выполнил все возложенные на него законом обязанности. Это и защита граждан, и защита нотариуса.
Интерес у ведущей вызвали изменения законодательства в отношении обеспечения доказательств нотариусом. Ранее нотариус мог обеспечивать доказательства только в том случае, если дело еще не принято к рассмотрению судом. Теперь этот ограничительный барьер снят, а значит, нотариус может обеспечивать доказательства и в тех процессах, которые уже слушаются в суде. Александра Игнатенко рассказала, что большим спросом пользуется обеспечение доказательств путем осмотра страниц интернет-сайтов.
Не осталась без внимания и тема квартирного рейдерства. Александр Сагин рассказал о том, какую работу ведет нотариат в деле решения проблемы квартирного рейдерства. Александра Игнатенко отметила, что обязательная нотариальная форма для сделок с недвижимостью, которая существовала ранее, является защитой от «недобросовестных» соседей. Большая часть историй с квартирными рейдерами, которые выкупают долю в квартире, а потом вынуждают остальных собственников продавать свою долю, прибегая к откровенному хулиганству, происходит в результате заключения договора дарения в простой письменной форме. Обязательная нотариальная форма для сделок с недвижимостью могла бы стать решением существующей на сегодняшний день проблемы квартирного рейдерства, ведь нотариус при заключении сделки всегда следит за тем, чтобы воля сторон соответствовала содержанию договора.
В финале программы ведущая подняла тему залогового имущества. Александр Сагин рассказал о том, что существует Реестр уведомлений о залогах движимого имущества, который принадлежит Федеральной нотариальной палате. Сведения в него можно внести через нотариуса, информация после внесения отражается в нем мгновенно. Если покупатель перед покупкой, например, автомобиля, посмотрит в реестр и не увидит там информации о том, что он был заложен, то никаких обязанностей по этому залогу на него возложено не будет. Для того чтобы обезопасить себя на случай судебных разбирательств, перед покупкой стоит получить у нотариуса выписку из реестра, в которой будет указано, что на конкретный день информации о залоге в Реестре уведомлений о залогах движимого имущества не было.