27.12.2011, 00:45
Единый налог на недвижимость, который заменит налоги на имущество и землю, появится в нашей стране не раньше, чем лет через пять. Но с 2013 года некоторые регионы по желанию смогут взимать налог на имущество по рыночной стоимости.
Об этом рассказала вчера журналистам глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. При этом она не стала называть даже приблизительно возможных ставок такого «нового» налога на имущество. Но подчеркнула, что, прежде чем он будет введен, необходимо создать механизм оспаривания кадастровой оценки недвижимости.
Эту работу министерство совместно с регионами планирует развернуть в следующем году. На законодательном уровне возможность оспаривания уже прописана, теперь в регионах должны быть созданы специальные комиссии, которые будут рассматривать подобные жалобы. Заметим, что кадастровую оценку объектов недвижимости в 12 пилотных регионах планировалось завершить в этом году. В следующем году ее можно провести на остальной территории, полагает Набиуллина. Однако сам налог, говорит она, надо еще минимум два года отрабатывать в пилотном режиме. И начинать следует с регионов, которые добровольно изъявят такое желание. Пока, по подсчетам министра, есть заинтересованность со стороны десятка регионов, не больше. Она не исключает, что на федеральном уровне будет установлена максимальная ставка налога на имущество по рыночной стоимости. Возможно, не исключает Набиуллина, регионам можно будет дать также право делать выбор при взимании налога на жилую и нежилую недвижимость.
Что же касается единого налога, то этот вопрос в очередной раз откладывается. Оформление собственности уже произошло на разные объекты — на землю и на недвижимость, поясняет министр.
Но вынуждать людей заниматься переоформлением документов было бы неправильно. В то же время, соглашается Набиуллина, правильнее все-таки оценивать землю и дома в комплексе, взимание такого налога легче администрировать. Но для перехода еще понадобится время.
Между тем в следующем году, по словам Набиуллиной, министерство сосредоточится на решении нескольких наиболее важных задач. Одна из них — подготовка России к членству в ВТО. Правительство, как говорил ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов, вместе с бизнесом проведет оценку влияния вступления нашей страны во всемирный торговый клуб. Основная работа в этом плане, по словам Набиуллиной, должна быть завершена в первом квартале следующего года. В таком случае у правительства до сентября, когда страна, скорее всего, формально станет членом ВТО, останется время для подготовки защитных мер. Из числа отраслей, которые потенциально могут находиться в зоне риска, Набиуллина назвала лишь сельхозмашиностроение и автомобилестроение. И рассказала, как может действовать государство, если опасения реализуются.
Так, если импорт будет наносить ущерб отечественному производителю, можно будет ввести защитные меры, вплоть до пошлин и квот. Но для этого предварительно надо провести расследование и доказать, что импорт подавляет наше производство. Причем для сравнения в рамках расследования и доказательств можно брать достаточно долгий период — максимум восемь лет, говорит министр. Кроме того, для защиты отечественного производителя можно применять субсидии. Для этого, по словам Набиуллиной, часть уже применяемых сейчас мер поддержки надо будет переформатировать.
Например, ВТО не разрешает субсидий потребителю, потому что считается, что это искажает торговлю. Но сохраняется возможность поддерживать производителя. Кроме того, добавляет министр, надо будет не только готовиться к открытию нашего рынка, но и овладевать инструментарием, который позволит российским производителям успешно выходить на международный рынок. Для этого потребуются новые квалифицированные специалисты. Набиуллина не исключила, что может даже понадобиться некий специальный орган, который будет заниматься всеми этими вопросами. Это может быть и минэкономразвития, и минпромторг, говорит министр. Но подобная структура, подчеркивает она, должна быть наделена соответствующими компетенциями.
Более успешному выходу наших компаний на внешний рынок должно помочь и совершенствование работы по аккредитации. Недавно был создан новый орган — Росаккредитация, напомнила Набиуллина. Весной, рассказала она, будут подготовлены изменения в законодательство, которые позволят признавать международные сертификаты в России и российские — за рубежом.
Еще одна задача следующего года — приватизация. Набиуллина, впрочем, в очередной раз подчеркнула, что скорость этого процесса будет зависеть от ситуации на мировых рынках. Но министерство уже отобрало инвестиционных консультантов для пяти крупных объектов. Среди возможных крупных продаж следующего года могут быть «Совкомфлот», Сбербанк и ВТБ, Мурманский и Ванинский морские порты, перечисляет она. Набиуллина подтвердила, что действительно звучала и обсуждалась идея не продавать госактивы ниже цены первичного размещения акций (IPO). Это предлагалось сделать, чтобы не допускать снижения капитализации компаний. Но придерживаться строго цены размещения все-таки неверно, полагает министр. К тому же, помимо выхода на открытый рынок, для некоторых компаний рассматривается, например, поиск стратегического инвестора, который, помимо прочего, дал бы шанс и к освоению новых рынков сбыта.
Пояснила министр и то, как, на ее взгляд, может быть выполнено поручение президента разработать механизм, не допускающий покупку компаниями госсектора и их «дочками» активов конкурентов. По словам министра, это можно сделать, если предусмотреть обязательное прохождение решений о подобных сделках через совет директоров, а не отдавать их на откуп менеджменту.