Владислав Куликов
Сегодня «Российская газета» публикует Административный регламент Министерства юстиции России по аккредитации независимых экспертов, которые на общественных началах будут искать коррупционные лазейки в проектах правовых документов.
Раньше чиновники писали законы и инструкции под себя, чтобы им было удобнее. В итоге нередко получалось на бумаге все гладко, а в жизни без взятки не пройдешь. Чтобы закон работал хорошо, перед его принятием надо бы спросить тех, для кого он пишется. В смысле — кому по нему жить.
Раньше это сделать нередко забывали, считая, мол, чиновнику виднее. Но он сам часто по этому закону не живет, а только руководит. Все-таки жить и руководить — разные вещи, правда?
Поэтому тенденцию решено было изменить: при работе над новыми нормативными правовыми документами государство делает ставку на общественное обсуждение. Сегодня ведомства публикуют для независимой антикоррупционной экспертизы проекты не только законов, но инструкций, приказов, постановлений и т.п. Народ должен знать и видеть, а подчас и советовать.
Желающие активно участвовать в этой работе могут получить специальную аккредитацию при минюсте. В прошлом году ведомством было аккредитовано 192 независимых эксперта: 162 физических лица и 30 юридических. Несколько аккредитаций было аннулировано.
Пока в этой работе не все идет гладко. Правоведы отмечают, что нередко независимые эксперты получают аккредитацию для саморекламы. Читать и анализировать проекты нормативных правовых документов нудная работа, не всем она интересна. Так что ведомства отнюдь не завалены заключениями экспертов-общественников.
В перспективе планируется начать специальное обучение экспертов из народа. Сейчас получить корочку независимого общественного эксперта при минюсте может гражданин с высшим образованием, имеющий не менее 5 лет стажа работы по специальности.
Также антикоррупционную экспертизу проводят в прокуратуре. Анализирует свои проекты и каждое ведомство.
Кроме того, на Минюст России возложены полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов. В прошлом году было изучено 102 тысячи нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и 32 тысячи уставов муниципальных образований.
Выявлены коррупциогенные факторы в 1,7 тысячи нормативных правовых актов регионов. Один из основных коррупционных факторов: начальники слишком многое оставляют на свое усмотрение, не конкретизируя требования.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5870 от 29 августа 2012 г.