Государственно-правовое управление (ГПУ) Президента РФ больше склоняется к варианту поправок к Гражданскому кодексу, предложенному группой под руководством бывшего главы администрации Кремля Александра Волошина, нежели к проекту Совета по кодификации гражданского законодательства под руководством экс-председателя ВАС Вениамина Яковлева. Об этом свидетельствует разработанный ГПУ вариант поправок к ГК, который является фактически самостоятельным документом, пишет «Коммерсант».
Как сообщалось ранее, поправки в ГК Совета по кодификации гражданского законодательства, возглавляемого советником президента Вениамином Яковлевым, работавшим до 2005 года председателем Высшего арбитражного суда, подверглись критике юристов рабочей группы по созданию МФЦ под руководством Александра Волошина. В результате крайне напряженной полемики группа Волошина фактически создала собственный вариант поправок. Разрешить конфликт было призвано ГПУ президента, возглавляемое Ларисой Брычевой.
Согласно имевшемуся в распоряжении «Коммерсанта» варианту ГПУ, наиболее близка к версии группы Волошина точка зрения администрации Кремля в части свободы хозяйственных отношений. Напомним, что 27 июня Совет по кодификации, которому президент Дмитрий Медведев еще в 2009 году поручил подготовить поправки в ГК, рекомендовал не принимать законопроект «О хозяйственных партнерствах», разработанный Минэкономики. В своем отзыве по этому поводу Яковлев утверждал, что разработчики игнорировали договоренность не вносить в сам ГК нормы о «хозяйственных партнерствах» и расширили сферу возможного действия таких партнерств за пределы «инновационной» деятельности, ради поддержки которой они разрабатывались. Однако, несмотря на протест Совета по кодификации, законопроект был принят 29 июня Госдумой в первом чтении.
Между тем, в проекте ГПУ «хозяйственные партнерства» подробно описаны в том же виде, что и в проекте Минэкономики. Еще один спор совета и группы по МФЦ команда Ларисы Брычевой намерена также решить не в пользу Вениамина Яковлева. Суть дела состоит в том, что проект ГПУ допускает заключение участниками АО и ООО «корпоративных договоров» (по сути, акционерных соглашений), против чего резко возражал Совет по кодификации. Поддерживает ГПУ и предложенное группой Волошина разделение юрлиц на публичные и непубличные.
В то же время, ГПУ встает на сторону коллег Вениамина Яковлева в другом крупном споре вокруг правки ГК, касающемся исключительной компетенции общего собрания общества учреждать другие юрлица.
Однако в проекте ГПУ есть новации, против которых наверняка будет выступать группа Яковлева — это, например, ограничение ГК возможности оспаривать решения общих собраний. В общем случае для этого предлагается невосстанавливаемый трехмесячный срок давности, если решение не ничтожно, а лишь оспоримо,— причем истец должен доказать, что оспариваемое решение нанесло ему ущерб, а нарушение при его принятии существенно. ГПУ предлагает также упростить реорганизацию обществ — в связи с чем предлагается оспаривать по ГК только «злонамеренно проведенную реорганизацию» — и, что особенно важно, либерализовать режим ликвидации обществ.
Кроме того, юристы Ларисы Брычевой предлагают разрешить федеральной власти создавать «публично-правовые компании», которым могут быть переданы публично-правовые полномочия.
2 августа Минэкономики и Объединение корпоративных юристов намерены провести публичные слушания, посвященные сравнению трех альтернативных вариантов изменения ГК.