25 апреля 2011 г. Конституционный Суд РФ признал законным право собственника защищать в суде свое имущество, подлежащее конфискации в результате противоправных действий других лиц.
Дело о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях было рассмотрено 2 марта 2011 года в связи с жалобой ООО «СтройКомплект» .
Позиция суда
Конституция РФ признает и защищает равным образом все формы собственности, Однако право частной собственности не является абсолютным, оно может ограничиваться федеральным законом, если это необходимо для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе природных ресурсов. Лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и охраняется законодательством об административных правонарушениях.
В качестве наказания за незаконную порубку леса КоАП РФ, наряду с административным штрафом, в обязательном порядке устанавливает конфискацию орудия этого административного правонарушения. При этом закон не предусматривает обязательного участия в судебном процессе собственника имущества, которое послужило орудием совершения этого правонарушения, и не устанавливает его вины. Соответственно, собственник оказывается лишенным возможности полноценной судебной защиты своих прав. Таким образом, наказание в виде конфискации налагается не на правонарушителя, а на собственника имущества, не привлеченного к административной ответственности и не признанного виновным в совершении данного правонарушения.
Следовательно, положения части 2 статьи 8.28 КоАП РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 3.7 данного Кодекса не соответствует Конституции РФ, ее статьям 35 (часть 1 и 3), 46 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3).
Этим не исключается право федерального законодателя внести в КоАП РФ изменения, касающиеся условий и порядка конфискации орудия совершения правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.28 данного Кодекса, если правонарушение совершено не собственником этого имущества, а иным лицом, которому оно было передано для противоправной деятельности.