На канале НТВ в ток-шоу «Говорим и показываем» от 18 августа 2015 года в очередной раз обсуждали проблему мошенничества на рынке недвижимости. На сей раз от действий преступников пострадала певица Екатерина Любомская (Кравцова), известная в шоу-бизнесе как «Радистка Кэт». Мошенники перепродали квартиру певицы на Мосфильмовской, заключив сделку с покупателем в простой письменной форме.
Сейчас в двери квартиры Екатерины Любомской (Кравцовой) заменены замки. Новые владельцы пытаются избежать встреч с бывшей хозяйкой, которая узнала о том, что лишилась собственности, от консьержа дома на Мосфильмовской. Эта история не первая, и, увы, не последняя в череде подобных. Екатерина с семьей переехала за город, решив сдавать городскую квартиру, чтобы она приносила доход. Певица не собиралась продавать жилье — в семье подрастали дети, и элитная недвижимость должна была перейти к старшему сыну. Квартиросъемщица, найденная риелтором, сразу же согласилась на довольно высокую арендную плату. И, хотя некоторые ее действия вызвали у риелтора смутное чувство тревоги, договор аренды был заключен. Пару месяцев женщина исправно платила Кравцовой. А когда подошла дата очередного платежа, Екатерине позвонил консьерж с вопросом, продала ли она квартиру. Приехав на Мосфильмовскую, певица увидела новых собственников жилья, которое она считает своим. Они объяснили ей, что по договору в простой письменной форме некая гражданка Кравцова, представившаяся собственницей жилья и сестрой певицы Екатерины Кравцовой, продала им квартиру.
Екатерина написала заявление в полицию. Заведено уголовное дело. Но, не дожидаясь, пока следствие установит, каким образом мошенница смогла продать чужую квартиру, Екатерина Кравцова поспешила обвинить в своих бедах нотариуса. В деле действительно фигурирует нотариальная доверенность, выданная от имени Екатерины Кравцовой женщине, именовавшей себя сестрой певицы. И нотариус, которая доверенность удостоверила, уверена, что подписала ее именно Екатерина, что та категорически отрицает. Возможно, нотариуса ввели в заблуждение, загримировав похожую на певицу женщину. И это, кстати, является до сих пор не решенной системной проблемой, которую активно поднимает нотариальное сообщество: дело в том, что недавно нотариусу предоставили возможность в режиме онлайн проверять реквизиты предъявленного гражданином паспорта, но нотариус видит лишь серию, номер, кем и когда выдан. Саму же фотографию владельца паспорта пока в текущем режиме сверить невозможно. Хотя такая процедура серьезно затруднила бы деятельность мошенников, пользующихся тем, что нотариус несет имущественную ответственность за результаты своей деятельности.
Но вернемся к нашему случаю — в прессе появились версии, согласно которым «забыть» о выданной доверенности было выгодно самой Екатерине — если мошенницу не найдут, квартиру певице никто не вернет, а получить возмещение ущерба она сможет только в одном случае — доказав вину нотариуса. Ведь нотариус — единственный участник рынка недвижимости, который отвечает перед гражданином за свои действия, и личная страховка, коллективная страховка, его имущество, а также средства Компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты покроют ущерб в случае его вины или оплошности. И это не голословные выдумки журналистов: в нескольких случаях собственники квартир уже пытались действовать по такой схеме с целью получения страховых выплат, но не учли, что теперь в нотариальных конторах разрешена видеофиксация нотариального действия. С 1 июля этого года закон дал нотариусу возможность снимать процесс нотариального действия, и у суда будет возможность выяснить — кто же на самом деле пришел к нотариусу, и соблюдал ли нотариус все требования закона. Конечно, гражданин может отказаться от записи, но тогда и нотариус вправе отказать посетителю, заподозрив того в нечестных намерениях.
Бурлящие эмоции — основа любого ток-шоу. Поэтому и участники заранее подбираются так, чтобы их позиции были диаметрально противоположны. Часть гостей студии сразу поспешила присоединиться к обвинениям в адрес нотариуса. Особенно усердствовал главный оппонент — адвокат Александр Трещев, который не приведя впрочем, ни одного факта, эмоционально и громко, безапелляционно пытался доказать участие нотариуса в мошеннической схеме. Это не удивительно. Многие адвокаты видят в нотариате препятствие, которое, по их мнению, выгодно исключить из сферы оборота недвижимости и не только. Мотив прост — нотариат часто называют институтом превентивного правосудия. Это означает, что там, где отношения регулируются нотариальным удостоверением, количество судебных споров стремится к минимуму. И, как показывает печальная практика, без нотариуса количество разбирательств в судах, где граждане пытаются защитить свои права, вырастает в геометрической прогрессии. Адвокаты же зарабатывают на судебных спорах. Такой подход — страшный порок англосаксонской системы права, которую в разных обличьях нам продолжают пытаются навязать круги, в просторечии именуемые «либеральными», и суть здесь сводится к одному — все должны идти в суд, а уже там выиграет тот, у кого будет возможность нанять более дорогого адвоката. Не случайно в странах, где господствует такая система, роль нотариуса сведена, по сути, к копировальному аппарату. Права граждан, прежде всего рядовых, там нарушаются повсеместно. И наоборот, в тех европейских странах, которые придерживаются континентальной системы права — Германии, Франции, Испании и многих других, нотариус — ключевое правовое звено во многих сферах, включая оборот недвижимости. В этих государствах принципы защиты права, в том числе права собственности, не зависят от достатка граждан.
Но вернемся в студию. Московские нотариусы Екатерина Лексакова и Ирина Алешкова, которые пришли, чтобы помочь внести ясность в эту запутанную историю, были лишены возможности участвовать в первой части обсуждения. Но когда им предоставили слово, они заострили внимание зрителей на том, что по выданной нотариусом доверенности квартиру нельзя было продать в любом случае, так как она была выдана лишь на сбор документов. В самой сделке с недвижимостью нотариус не участвовала, договор купли-продажи составлен в простой письменной форме — традиционной питательной среде для мошенников.
Простая письменная форма сделки с недвижимостью не случайно — любимый инструмент преступников. Ведь договор можно подписать без свидетелей. И если его не опротестуют в суде, никто не будет проверять ни подлинность подписи, ни волеизъявление продавца — сотрудники Росреестра не могут, да, и не должны этим заниматься. Именно поэтому часто преступникам бывает выгодно, чтобы подписавший договор человек исчез. Если же сделка удостоверяется нотариусом, то он не только проверяет подлинность документов и реальное волеизъявление продавца, но и убеждается в том, что человек на момент сделки вменяем, нотариус проводит правовую экспертизу и сам подает документы в органы Росреестра. При таких условиях сделка становится максимально прозрачной, что не выгодно преступникам. Именно поэтому все «черные» продажи осуществляются по договору в простой письменной форме.
И именно поэтому сейчас законодатель стремится повысить привлекательность нотариальной формы сделок с недвижимостью. Для этого введены сокращенные сроки регистрации прав на недвижимость, если документы подаются в Росреестр нотариусом. Существует депозит нотариуса, чтобы граждане могли безопасно и комфортно производить расчет, не перевозя мешки с наличными, были заметно снижены тарифы на нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью.
Хочется верить, что мошенницу, обманувшую Екатерину Любомскую, найдут, а квартиру вернут владелице. Но пока существует лазейка в виде простой письменной формы договора, тысячи людей, особенно одиноких и социально незащищенных, остаются в группе риска — никто не может гарантировать, что в следующий раз преступники не положат глаз на их жилье, лишив их не только дома, но, возможно, и жизни, коль скоро даже обеспеченные и известные люди становятся жертвой преступников.
https://notariat.ru/news/20114/