«Российская газета» — Федеральный выпуск №5201 (122) от 7 июня 2010 г. |
Фото: Савостьянов Сергей |
Не много найдется более завидных должностей в Англии, чем должность судейская. Независимые, материально благополучные, уважаемые и авторитетные — вот каковы они, английские судьи. В подавляющем большинстве — это мужчины белой расы, выходцы из «хороших» семей, выпускники частных школ, обладатели престижных дипломов.
Роскошное судейское платье, расшитые золотом жилеты и пояса, парики из конского волоса — такова атрибутика этой профессии, стойко сохраняющей вековые традиции. Впервые оказавшись на заседании английского суда, я была изрядно удивлена великолепно отрежиссированным спектаклем — торжественностью и значительностью самого судебного действа, а также подчеркнутой почтительностью к тому, кто вершил правосудие. Полицейский, дававший показания на трибуне свидетеля, перед уходом отвесил судье низкий поклон. Такие же поклоны отвешивали судье и его клерки.
Все это можно было бы посчитать неуместным по нашим временам маскарадом, если бы не одно «но». Это «но» заключается в том, что Англия сумела обставить дело таким образом, что ее судьи оказались «авторитетами» в лучшем смысле этого слова.
Английский судья (английский, а не британский, поскольку право и, в частности, судебная система едина для Англии и Уэльса, но отлична для Шотландии и Северной Ирландии) — это всегда высокий профессионал. Юридическое образование — обязательно. Судья в Англии назначается только из числа барристеров или солиситоров, работающих на своих постах постоянно. Назначает судей на должность специальная комиссия по судебным назначениям.
«Мелкими» делами английские судьи не занимаются. 95 процентов всех правонарушений, «тянущих» на срок не более шести месяцев тюремного заключения, разбираются в судах магистратов, где правосудие на бесплатных общественных началах вершат «мировые судьи», не являющиеся юристами.
Будучи назначен на должность, английский судья получает полную независимость от всех ветвей власти. Безграничная свобода здешнего судьи — это альфа и омега здешнего правосудия. Никто ему не указ в том решении, которое он принимает. Судья волен советоваться со своими коллегами и при этом может пренебречь советом даже самого высокопоставленного из них, если это не отвечает его собственным воззрениям. Найти «управу» на его вердикт может только апелляционный суд.
Между тем английский судья в своем приговоре целиком и полностью полагается на вердикт «виновен — невиновен», который вынесет жюри присяжных.
Получившему должность судьи надлежит отказаться от любого рода политической деятельности и прервать все связи с политическими партиями. Право избирать при этом за ним сохраняется.
Чтобы не путать судейскую «шерсть» ни с какой другой, английскому судье возбраняется иметь любого рода дополнительные заработки, кроме как получать гонорары за литературные труды. Судья может, однако, владеть акциями. Иметь собственный бизнес могут лишь те судебные служащие, кто работает с судами на договорной основе. Это в большинстве случаев солиситоры, имеющие свои собственные адвокатские конторы.
Судьям покрываются их служебные транспортные расходы (билет первого класса на поездах), оплата бензина при поездке автомобилем, гостиничные расходы (120 фунтов стерлингов за ночь в отеле), плюс выдаются «командировочные» из расчета 21 фунт стерлингов в сутки. Частично оплачивается аренда жилья, если судья не обладает собственным в том городе, где получил должность.
Судьям возбраняется использовать свой титул для получения любых, даже самых «невинных форм» материальной благодарности. Впрочем, они в этом вряд ли особо нуждаются. Жалованье английского судьи не оставляет желать лучшего. Даже районный судья получает годовое жалованье, практически равнозначное зарплате министра — 102 тысячи 921 фунт стерлингов (свыше 150 тысяч долларов). Судья в Высоком суде — 172 тысячи 753 фунта. Лорд Верховный судья — 239 тысяч 845 фунтов. Для сравнения: оклад премьер-министра Великобритании составляет 142 тысячи 500 фунтов стерлингов в год, средний оклад британца — 25 тысяч.
Между тем
Таким образом, сам собой отпадает вопрос о «под купности» английского судьи. Какие «миллионы» в качестве взяток могут компенсировать потерю должности, приносящей миллионы за саму по себе слу жебную карьеру? Не говоря уже о потере высочайшей социальной и моральной «стоимости» судейской должности.
Главная особенность американской судебной системы — строгое разделение между федеральным уровнем и уровнем штатов.
В федеральную судебную систему входят четыре группы судов — окружные, специальные, апелляционные и специальные апелляционные — во главе с верховным. Суды федерального уровня несут ответственность за решение споров по патентам, авторским правам и вопросам интеллектуальной собственности, по делам о банкротстве, вопросам, связанным с международными договорами и торговлей, а также за решение споров между штатами.
На сегодняшний день в федеральной судебной системе США насчитывается около 3200 судей.
В США наиболее распространен суд присяжных, с их участием в стране ежегодно проходят около 120 тысяч процессов (это почти 90 процентов всех таких процессов в мире). По американским законам любое гражданское и уголовное дело может рассматриваться в суде присяжных, если этого пожелает ответчик или истец.
Зарплата судьи в США не так уж велика, но считается достойной. В среднем она составляет 100-170 тысяч долларов в год в зависимости от статуса суда. Председатель Верховного получает 223 тысячи долларов в год.
Работу судей в США назвать безопасной трудно. Хотя в Америке громких случаев нападений на вершителей судеб подозреваемых или убийств не случалось уже около пяти лет. Лишь в 2005 году были жестоко убиты родственники судьи в Чикаго. Хотя статистика показывает, что в прошлом году количество зафиксированных анонимных угроз в адрес судей резко увеличилось.
По данным службы, которая обеспечивает безопасность судопроизводства в Америке, угрозы в адрес персонала судов за последние шесть лет удвоились, а в прошлом году число таких случаев достигло почти 1300. По данным исследования, проведенного в США в 2006 году, выяснилось, что почти 70 процентам судей в США так или иначе поступали угрозы.
Любопытно, что специализированное управление защитных операций отвечает за физическую защиту порядка 2000 федеральных судей, около 5000 судебного персонала и 400 зданий судов в Америке. Каждая поступившая угроза всесторонне анализируется и проверяется, а по результатам расследования принимается решение о том, чтобы взять предполагаемого преступника под 24-часовое наблюдение.
Впрочем, американские судьи, которые выносят решения по громким и резонансным криминальным делам, уповают не только на своих телохранителей, но и сами прибегают к мерам безопасности и конспирации. Среди профессиональных приемов самосохранения наиболее распространены частое изменение маршрутов на работу и домой, установка сигнализаций дома, уклонение от регистрации в качестве избирателей и защита своих персональных данных.
Китай
150 долларов за мелочовку
В Китае действует многоступенчатая судебная система, высшая инстанция которой — Верховный суд. Именно он является конечным органом, способным либо помиловать, либо лишить жизни подсудимого. Понятно, что Верховный суд не занимается «мелочовкой». Для этого есть более низкие инстанции: народный суд первой ступени, средней и высшей.
Если рассмотреть более детально, то суды можно разделить и по специфике рассматриваемых дел, и по территориальному признаку. Так, народный суд низшей (первой) ступени действует на уровне городов или уездов, входящих в состав провинций или автономных районов. Соответственно, в основном они заняты делами административных правонарушений или же мелкими уголовными.
Народный суд средней инстанции формируется уже на уровне городов центрального подчинения либо же административных центров провинций. Они уже могут рассматривать уголовные дела, по которым возможно вынесение суровых приговоров, в том числе и по преступлениям, связанным с государственной безопасностью. Кроме того, эти органы могут вершить судьбы иностранцев, совершивших преступления на территории Китая.
Вместе с тем проведенная недавно судебная реформа отобрала у этих инстанций право приговаривать к смертной казни. Теперь рассмотрением таких дел занимается Народный суд высшей инстанции, но вынесенный приговор должен быть еще рассмотрен и утвержден Верховным судом. Кроме того, Народный суд высшей инстанции проверяет все приговоры, вынесенные судьями «среднего» уровня.
Кстати, о судьях. Профессия «вершителя» судеб в Китае не очень популярна. Причина проста: платят мало, а спрос большой. Например, работники низших инстанций получают не более 150 долларов в месяц. При этом зачастую не обеспечены жильем и другими социальными льготами. Официальные зарплаты судей в крупных городах также не поражают своим размахом: 500-600 долларов в месяц. Правда, злые языки утверждают, что случаются так называемые откаты: судья получает 10-20 процентов от стоимости услуг адвоката, участвующего в заседании. Но проверить истинность такой информации непросто. Все сведения о судьях, особенно Верховного или высшей инстанции, приравниваются чуть ли не к государственной тайне. Известно лишь, что выбираются они на заседаниях собрания народных представителей (законодательная власть). А до этого кандидат проходит строгие экзамены. Кстати, особое внимание уделяется состоянию здоровья будущего народного заседателя.
Германия
Этот счастливый Флориан
Берлинский судья по уголовным делам Флориан Брунц на работу летом ездит на велосипеде. Так он перед рабочим днем заряжается свежим воздухом, хорошим настроением и позитивными эмоциями. Ведь впереди его ждут скучные стены бюро в берлинском суде Моабит.
Как всегда, на рабочем столе громоздятся бесчисленные папки с делами. Надо обработать часть актов и провести три процесса. На каждый — по полтора часа: кража велосипеда, драка в кафе и мелкое воровство в супермаркете. Вообще-то это не много. Иногда бывает и по пять-шесть процессов.
В целом работа немецкого судьи — дело скучное. Только процессы могут разнообразить бюрократическую текучку. Для Флориана они — живая работа. А еще ему нравится независимость, которой обладают все судьи ФРГ. Никто и никогда не имеет права вмешаться в его работу с указаниями, запретами или пожеланиями. Это — завоевание германской судебной системы. Хотя судья и обладает статусом госчиновника, он наделен исключительными полномочиями единолично и самостоятельно принимать решения. Начальников у судьи нет. Так что Флориан — сам себе голова.
Путь к скучному месту работы в уголовном суде Моабит с начальным окладом в четыре с половиной тысячи евро брутто был вымощен трудами и потом. В 26 лет Флориан после двухлетней практики, которая следовала за первым теоретическим госэкзаменом, блестяще сдал второй практический государственный экзамен. Он получил оценку «хорошо» и вошел в пять процентов лучших выпускников юридического факультета. С такой оценкой ему прямиком бы и попасть в судьи. Однако как раз в этот период в Берлине был остановлен прием на работу новых судей: все места уже были заняты. Поэтому Флориан два года проработал в прокуратуре, сидя во временном бараке, читая уголовные дела и перлюстрируя переписку заключенных.
Затем судьи снова понадобились, и Флориан первым подал папочку со своими документами в министерство юстиции земли Берлин. Шансы у него были блестящие. Хотя процедура и называется «выбор и назначение судьи», для юристов судебной отборочной комиссии минюста самое главное — оценки. Поэтому через два месяца Флориан Брунц уверенно вскрыл конверт с официальным штемпелем. Что он назначен судьей, ему было ясно. Он спешил узнать — в какой суд.
Это зависит от устройства германской судебной системы. Она базируется на трех столпах: уголовном, гражданско-административном и социально-трудовом судопроизводстве. Соответственно и судьи распределяются по трем типам судов. Вероятнее всего — а это и было мечтой Флориана — после службы в прокуратуре он попадет в уголовный суд. Заниматься в административном суде скучными жалобами граждан на государственные органы или разводить трудящихся с работодателями в суде по трудовым спорам ему ой как не хотелось.
В письме Флориан нашел подтверждение своему предчувствию: он провозглашен судьей по уголовным делам в старейшем уголовном суде Берлина. Сначала с трехлетним испытательным сроком — но это же ерунда. Чтобы вылететь с места судьи, надо пропускать работу или приходить в пьяном виде. Флориан этого делать не собирался. Обычно после испытательных трех лет все получают пожизненное назначение. Через неделю Флориан, как на крыльях своей новенькой черной мантии, летел на новое рабочее место. Его родители тоже были горды им. Их сын в 28 лет стал судьей! Во времена их молодости такое было непредставимо. Но в современной Германии это — нормальный возраст начала профессиональной деятельности любого судьи.
Судьям в Германии не нужны взятки. Зачем судье, который пользуется всеми социальными благами государственного чиновника и хорошо зарабатывает, подвергать себя опасности? Тот же Флориан на свою зарплату может обеспечить себя и семью, купить жилье и позволить себе еще много чего.
Единственное, что Флориан, как и его коллеги, сделал после вступления в должность — убрал свою фамилию из телефонного справочника. Чтобы его личный покой не нарушали.
Испания
Машину к подъезду
Недавний скандал с отстранением от исполнения обязанностей судьи Бальтасара Гарсона лишь подтвердил — испанское судопроизводство абсолютно независимо.
Судье, защитнику жертв тоталитарного режима, пользующемуся широчайшей общественной поддержкой в Испании, Генеральный совет судебной власти временно запретил заниматься профессиональной деятельностью, пока его коллеги будут проверять, действительно ли Гарсон преступил закон в расследовании преступлений франкистов.
Против Гарсона подала иск маленькая группа поклонников давно почившего диктатора Франко. А в поддержку судьи выступила правящая соцпартия во главе с премьер-министром Хосе Луисом Родригесом Сапатеро. Однако ни один министр ни разу публично не осудил решение судей об отстранении Гарсона. Можно ручаться, что не было ни одного телефонного звонка в его поддержку, ни одной закулисной «беседы» — в условиях испанской гласности такого не утаишь.
Руководством всей национальной судебной системы в Испании занимается Генеральный совет судебной власти. Совет не зависит ни от кого и руководствуется только положениями своего устава, утверждает или отстраняет от работы (как это было с Гарсоном) судей, разрабатывает свой бюджет, определяет ставки судейской зарплаты.
Совет сам вырабатывает свой бюджет, определяет размеры заработка судей (в этот внутренний вопрос министерство финансов вмешиваться не имеет права). Зарплата начинающего судьи в провинции составляет 37 800 евро в год, судьи Национальной коллегии по судебным делам получают в два с половиной раза больше.
Кстати
Судьям запрещено получать какие-либо дополнительные заработки, но им покрываются некоторые дополнительные издержки (командировочные и т.д.). Судье полагается машина с шофером, а тем, кто ведет уголовные дела, — личная охрана.
Южная Корея
Мантия по блату
Путь к креслу судьи в Южной Корее четко регламентирован. И человеку со стороны попасть в когорту вершителей правосудия практически невозможно.
Как правило, судьями становятся адвокаты или прокуроры с солидным послужным списком и опытом работы. С учетом того, что в Южной Корее большую роль играют личные отношения, сюда же можно добавить и связи наверху.
Впрочем, для того чтобы получить мантию судьи, независимо от того, со связями вы или нет, необходимо сдать специальный экзамен, по результатам которого комиссия определит, достоин ли кандидат этой должности.
Как и в любой другой стране, работа судьи в Корее — это серьезная ответственность, а поэтому она хорошо оплачивается. В зависимости от уровня суда зарплата служителя Фемиды может составлять от пяти до десяти тысяч долларов.
Но какими-то социальными льготами корейские судьи не пользуются. Разве что уважение в обществе и повышенная пенсия после отставки.
Турция
Ругать можно, «заказывать» нельзя
Впервые независимость судов в стране была закреплена в 1924 году первой конституцией Турецкой Республики. Тогда же были полностью упразднены и религиозные суды вместе с устаревшими законами Османской империи, которые основывались на шариате. Именно с этого момента в стране начала действовать светская судебная система.
Согласно действующей конституции турецкие судьи независимы, находятся на службе до 65 лет и не могут быть уволены со своей должности или отправлены в отставку ранее установленного возраста.
К судьям в Турции относятся с большим почтением, их уважают, относят к элите страны. Однако зарплаты большинства обычных судей здесь невелики. Так, например, судья первой инстанции получает в Турции около 1,5 тысячи долларов. Однако многие судьи рангом выше пользуются определенными государственными благами. Например, служебным комфортабельным жильем на юге Стамбула на побережье Мраморного моря, откуда их доставляют на работу в суды специальные автобусы.
Как рассказал «РГ» выпускник юридического факультета стамбульского университета, после успешной сдачи экзаменов молодых юристов ждут не столько в «экономической» столице Турции, сколько в отдаленных городках, в том числе и на неспокойном юго-востоке страны. Там их ожидает начало судебной карьеры, служебное государственное жилье и «море» интересной юридической практики.
Однако на наш вопрос, опасно ли в Турции работать судьей и выносить справедливые суровые приговоры, не опасаясь мести многочисленной родни осужденных, большинство собеседников «РГ» с уверенностью отвечали отрицательно. Здесь не смогли припомнить ни одного такого случая мести. Отчаянные турецкие родственники могут лишь публично обругать судью в «храме Фемиды», но вряд ли будут его «заказывать».