Недавно российская Госдума приняла закон о создании Единой информационной системы нотариата, и теперь Федеральная нотариальная палата должна создать работающую единую информационную систему и обеспечить доступ неограниченного круга лиц к сведениям из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Как восприняли закон сами нотариусы, и что изменится с его принятием в жизни граждан большой страны?
Вице-президент Федеральной нотариальной палаты России Владимир Владимирович Ярков — желанная персона в студии «Радио России».
— Какова же реакция нотариусов на принятый закон?
ЯРКОВ: Реакция положительная; нотариат является частью государственной публичной системы, — мы выполняем функции от имени государства, поэтому, если оно поручает нам эту функцию, мы, разумеется, будем ее выполнять.
— Но не всем же законам вы рады, — бывают, наверное, такие законы, которые вы воспринимаете критически, скептически, хотя и выполняете?
ЯРКОВ: Да, такое бывает. И в том законе, о котором вы говорите, есть свои плюсы и минусы.
— Давайте начнем с плюсов. В чем вы их видите?
ЯРКОВ: Плюсом в целом можно считать само создание Единой информационной системы нотариата. Дело в том, что таковая система у нас уже есть, она функционирует на основании наших собственных локальных правовых актов, согласованных в ряде случае с Министерством юстиции России. Допустим, у нас реально уже есть реестр учета завещаний, — там более двенадцати миллионов записей; в реестре отражаются и многие другие положения.
Что же касается реестра залогов, то, по идее законодателя, он должен обеспечить возможность для каждого гражданина узнать, если он, допустим, приобретает машину на вторичном рынке, не находится ли она в залоге, то есть полностью ли продавец расплатился за нее. То есть, в принципе, это возможность решать вопросы, кто является правообладателем; закон тоже позволяет выяснять такие моменты.
— Хорошо. А в чем минусы?
ЯРКОВ: Минус в том, что нотариату вообще не свойственны учетные функции; в данном случае получается так, что на нотариуса возлагается только функция внесения записи в единый реестр, в то время как нотариус не проверяет сами основания возникновения права и то, каким образом переходило это право собственности. Мне кажется, это момент отрицательный. Было бы правильнее, чтобы нотариус удостоверял и соответствующий договор залога движимого имущества, и одновременно вносил запись в реестр.
Да, к минусу также можно отнести тот факт, что там установлен заявительный порядок регистрации информации о залоге. То есть если, например, человек приобретает машину и платит в рассрочку, то получается так: если он хочет, то информация подается, если же нет — не подается. Но если создавать нормально работающую систему, то, по идее, такая регистрация должна быть обязательной. Поэтому, если бы это было связано одновременно с удостоверением договора, то это была бы действительно полная база данных. А так она не будет гарантировать наличие полной информации у людей, которые будут интересоваться правовой стороной владения, скажем, этой машиной…