Иностранным защитникам разрешили получать статус российского адвоката
Наталья Козлова
«Российская газета» — Федеральный выпуск №5437 (61)
24.03.2011, 01:00
Интересные времена наступают на рынке адвокатских услуг нашей страны. Теперь россияне получат право выбора и возможность самостоятельно решать, кто будет отстаивать их права и интересы: отечественные адвокаты или иностранные.
До вчерашнего дня двери на работу в нашей стране перед иностранными адвокатами были если не закрыты наглухо, то прикрыты весьма серьезно.
Сегодня ситуация изменилась. Федеральная палата адвокатов РФ отменила свое собственное разъяснение от 2004 года, а Совет палаты единогласно за это проголосовал.
По этому документу адвокаты иностранных государств не имели права получить аналогичный статус в России, а могли только консультировать по вопросам права своей страны. Это ограничение появилось в свое время потому, что бытовало такое мнение — для адвокатов иностранных государств достаточно возможности участвовать в делах на территории России, касающихся иностранного права.
В Законе об адвокатской деятельности сказано, что иностранцы могут получить статус российского адвоката на общих основаниях, а также о том, что адвокаты из другой страны могут оказывать юридическую помощь на территории России по вопросам права данного государства. При этом они должны зарегистрироваться в специальном реестре минюста.
Отмена старого ограничения — это попытка устранить препятствия для проверки компетентности иностранных защитников и допуск их к работе в статусе адвокатов.
Сегодня в нашей стране официально зарегистрировано 63 тысячи адвокатов. Известно, что их услуги стоят недешево. Правда, «ножницы» цен сильно отличаются друг от друга в разных регионах — где-то действительно дорого, где-то — терпимо. Пальма первенства у городов-миллионников. По мнению самих защитников, цену на их услуги определяет клиент. Но в таком утверждении есть доля лукавства.
А как скажется цена на квалифицированную юридическую помощь для потребителя с увеличением числа адвокатов за счет иностранцев? Складывается впечатление, что пока наши защитники не выказывают особого беспокойства по этому поводу и не боятся, что их «подсидят». Возможно, это продиктовано тем, что по информации Федеральной палаты адвокатов сейчас в России трудится примерно 100 иностранных адвокатов. Но они занимаются консультированием. В отечественные суды, по словам защитников, из них ходят всего два человека, получивших на это специальное разрешение. И они погоды, что говорится, не делают. Ситуация со стоимостью услуг адвокатов может развиваться двояко. С одной стороны, наличие иностранцев, возможно, будет стимулировать российских адвокатов подтягивать до европейских стандартов уровень юридической помощи. С другой, расценки на услуги российских адвокатов могут начать движение вверх, до планки расценок европейских коллег. Какая точка зрения победит, покажет время.
Решение отменить ограничение для иностранных адвокатов нельзя назвать неожиданным. Еще в начале февраля на сайте Минюста России был опубликован проект приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления Минюстом РФ госуслуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ».
По этому проекту иностранных адвокатов, работающих в России, будут регистрировать в специальном реестре. Проект приказа определяет сроки и последовательность действий. Предусматривается, что регистрация иностранного адвоката в реестре и оформление свидетельства должны проходить в течение трех месяцев со дня поступления в минюст необходимых документов. Срок рассмотрения может быть продлен главой минюста, его заместителем или директором департамента. Но не более чем на 30 дней и заявителя надо уведомить о продлении. Основанием для продления срока может быть отсутствие ответов на направленные минюстом в госорганы запросы, «касающиеся проверки представленных сведений».
Что, по мнению минюста, должен предъявить им иностранный адвокат, чтобы начать работать в нашей стране? По проекту приказа — заявление о регистрации в реестре, анкету, копию документа, удостоверяющего личность заявителя, копию документа, подтверждающего статус адвоката иностранного государства (копии должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены), заверенную у нотариуса копию документа, подтверждающего легальность его пребывания в России, две фотографии.
Почему требование пустить иностранцев в Россию связано с будущим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию? Дело в том, что правила ВТО не ограничивают участие иностранных адвокатов в юридической деятельности на территории любой страны — члена организации с признанием их статуса. Среди условий вступления России в организацию такое требование было: российским властям необходимо установить процедуру проверки компетентности юристов из любого другого государства — члена ВТО и соблюдать эту процедуру после вступления РФ в организацию.
Сейчас в минюсте совместно с адвокатским сообществом обсуждаются правила и порядок аттестации иностранных адвокатов в России.
компетентно
Юрий Пилипенко, первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ:
Совет Федеральной палаты адвокатов отменил свое разъяснение о порядке деятельности иностранных адвокатов на территории России, основанное на положениях Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
В нем, в частности, говорилось о том, что иностранные граждане могут представлять интересы своих доверителей в российских судах только по вопросам иностранного права. Для того чтобы участвовать в судопроизводстве по делам, вытекающим из российского права, им необходимо было получить статус российского адвоката на общих основаниях. Теперь порядок изменится.
Решение ФПА связано с вступлением России во Всемирную торговую организацию и распространением общих правил этой организации на лиц, оказывающих юридические услуги.
В соответствии с п. 6 статьи VI Генерального соглашения о торговле услугами, необходимо будет установить процедуры проверки компетентности юристов из стран ВТО, а иностранцам — эти процедуры пройти.
Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях:
— С моей точки зрения, это решение Федеральной палаты адвокатов — серьезная ошибка. В первую очередь она не направлена на защиту российской судебной системы. Разовью эту мысль. Адвокат — это помощник судьи. Он помогает судье, основываясь на законах, принять справедливое решение, хотя и действует в защиту своего клиента.
Иностранный адвокат не является ни носителем русского языка, ни носителем русской культуры. А это тоже зачастую оказывается важным. Федеральная палата адвокатов должна защищать интересы российских адвокатов. Это новшество подрывает их интересы. Я бы понял, если бы это решение было принято на условиях взаимности. То есть некая страна допускает к участию в правосудии наших адвокатов, а мы допускаем к правосудию адвокатов этой страны. Но в данном случае к российскому правосудию допускаются иностранные конкуренты, при этом наши адвокаты в их судах не получают никаких преференций.
Нуждается ли наш рынок в таких адвокатах? Не вижу в этом необходимости.
Иностранных адвокатов привлекают к процессам в основном иностранные компании. Но они вынуждены заключать договоры субподряда с российскими адвокатами, которые представляют их интересы в российском суде. Потому что иностранные адвокаты не имеют таких прав. С принятием этого решения рынок будет подорван.
Юрий Самков, руководитель департамента по адвокатуре Федеральной палаты адвокатов:
— Учитывая, что Россия вступает в ВТО, а также, что министерство юстиции вносит такие новации на рынке юридических услуг, то ставится вопрос о равном доступе оказания этих услуг по единым стандартам и правилам.
Иностранные адвокаты, например английские или американские, должны будут соблюдать те правила и требования, которые установлены на территории России. Эти правила должны быть установлены правительством: допуск к профессии, условия оказания помощи.
То есть иностранный адвокат, если он сдаст экзамен и получит статус, будет внесен в реестр адвокатов региона, тогда он будет практиковать на равных с нашими российскими адвокатами. Мы пришли к тому, что нельзя ограничить право иностранного гражданина стать российским адвокатом, если он уже является адвокатом иностранного государства. В то же время в Англии было принято решение, что российские адвокаты вправе иметь допуск на рынок услуг туманного Альбиона.