Минюст готовит новый законопроект о нотариате, который должен прийти на смену старым Основам законодательства, принятым еще в 1993 году. Принципиальным отличием будет полное упразднение государственных нотариусов и возможное наделение их правом заниматься частной практикой.
В настоящее время в России нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов местного самоуправления.
При этом в стране насчитывается около 7700 нотариусов, занимающихся частной практикой, и всего 55 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. Частный нотариат, созданный в 1993 году, постепенно завоевал ключевые позиции не только в крупных городах, но даже в аграрных регионах. Сохранившиеся лишь в некоторых субъектах РФ государственные нотариальные конторы (госнотконторы) не могут предоставить необходимые услуги населению экономически нерентабельных районов — там много вакантных должностей, которые не замещаются в первую очередь по причине отсутствия в законодательстве норм, регулирующих порядок открытия, деятельности и упразднения госнотконтор, а также их финансирования.
Поскольку проблемы, связанные с неурегулированностью статуса государственных нотариусов, не будут решены даже в случае, если их финансировать из федерального бюджета и контролировать так же, как и частных нотариусов, в проекте признается целесообразным введение на всей территории страны внебюджетной модели нотариата. Госнотарконторы будут закрыты либо сразу после принятия нового закона о нотариате, либо поэтапно — в течение определенного срока.
Нотариус, статус которого определяется как публичная должность и который осуществляет нотариальные действия от имени Российской Федерации, является относительно свободным человеком, самостоятельно распоряжающимся собственными средствами. Он, безусловно, платит установленные налоги и сборы, но не может кормить армию чиновников, которые хотели бы погреть руки на доходах отдельных нотариусов и некоторых нотариальных палат. Поэтому все региональные палаты, а также Федеральная нотариальная палата поддерживают предложения минюста о полном переходе на внебюджетную модель нотариата.
По словам министра юстиции РФ Александра Коновалова, судьба государственного нотариата будет определена окончательно, когда в действующем законодательстве появится «норма, которая признана обеспечивать доступность нотариальной помощи в малонаселенных и труднодоступных районах», и когда будут обеспечены «прозрачность и эффективность нотариальной деятельности».
После этого, полагает министр, полномочия нотариуса могут быть и должны быть серьезно расширены. Оказывая населению посреднические, а иногда и прямо делегированные государством услуги, которые сегодня оказывают государственные органы, частные нотариусы могли бы заниматься формированием пакетов документов для регистрации прав на недвижимое имущество и перехода прав на недвижимое имущество. Кроме того, им хотят поручить оказание помощи в решении некоторых технических, но весьма важных и трудоемких вопросов, возложенных на государственные органы. Наконец, по мнению министра юстиции, наша система нотариата вполне способна участвовать в удостоверении юридических фактов, которые в дальнейшем принимались бы судами в ходе процессуальной деятельности без дополнительного исследования.
Но для того чтобы нотариусы могли эффективно выполнять делегированные им функции, необходимо четко прописать в законе механизм реализации тех полномочий, которые перейдут от чиновников к частнопрактикующим нотариусам.