Татьяна Зыкова
«Готовится революционная концепция по изменению принципов управления госсобcтвенностью», — сообщил вчера министр экономического развития Андрей Белоусов на конференции, организованной газетой «Ведомости». В документе пойдет речь и о новых правилах приватизации в России.
И пояснил, что конкретно его ведомству не нравится в действующей программе. Во-первых, отсутствие привязки к отраслевым стратегиям. «Без них трудно четко представить, что и как приватизировать», — заметил министр. Во-вторых, упор — только на продажу имущества. «Это, как правило, дешево. А надо продавать готовые бизнесы дорого, но для этого докапитализировать компании», — пояснил Белоусов. Сейчас, по его словам, эта тема обсуждается. В-третьих, отсутствует ясная модель разрешения конфликта интересов между собственником-государством и менеджментом, который не хочет ломать сложившуюся систему управления компаниями. В-четвертых, неопределенность целей приватизации. «Это тонкий момент — ради чего продаем. Ради привлечения средств в бюджет, что самое простое? Ради поиска стратегического партнера, причем не всегда инвестора? Или все же ради стратегического инвестора?» — сыпал вопросами министр. Еще одно «белое пятно» — контроль за уже приватизированными стратегическими компаниями. «Эту проблему тоже нужно решать. От того, что государство уходит из крупнейших банков, компаний, они не перестают играть важнейшую роль для экономики», — обозначил свою позицию Белоусов.
Новый глава Росимущества и заместитель министра Ольга Дергунова заметила, что при всей значимости приватизации стратегических компаний из «топ-30», для государства важно еще найти покупателей на 2,5 тысячи мелких пакетов акций. Поэтому будет подготовлена «дорожная карта» с учетом роли конкретных компаний для исполнения отраслевых стратегий.
Например, министерство транспорта имеет отраслевую стратегию развития морских портов и готовит аналогичный документ по развитию речных портов, аэропортов. Вопрос, который ставит глава Росимущества, звучит жестко. Если федеральный орган власти не заявил предприятие как необходимую часть своей стратегии, то оно может переходить к новому собственнику.
«Чтобы вызвать интерес инвесторов, конкурировать на глобальном рынке, нужно расти, а стоимость российских компаний очень маленькая. Поэтому сначала докапитализация компаний, затем — сокращение в них доли государства», — сформулировала еще один новый подход Дергунова.
Кстати, о способах продаж госсобственности. Здесь глава Росимущества — за массовое предложение. По ее словам, практику, когда объявление о торгах достаточно дать так, «чтобы о них никто не узнал», будут менять. Появятся многочисленные электронные площадки, компетентные продавцы.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5907 от 11 октября 2012 г.