Идея о создании корпоративного органа с соответствующими полномочиями, которые он будет применять в отношениипристрастных судей, обсуждаема. Об этом министр юстиции Александр Коновалов сообщил во время правительственного часа в Совете Федерации.
«Проблема корпоративной и правовой ответственности судьи за принятие неправосудного решения — важная проблема, — отметил Коновалов. — Решить эту проблему может обеспечение стабильности и единообразия принятия решений».
Министр сообщил также, что с каждым годом увеличивается количество законов, которые проходят вне плана законопроектной деятельности правительства. В 2010 году из 216 принятых документов, только 27 стояли в этом плане, а в 2011 году — 15 из 202. «Мы разделяем беспокойство сенаторов и считаем, что законопроектная деятельность должна быть более целенаправленной, системной и дистанцироваться от спорадических решений, — подчеркнул министр и сделал два взаимоисключающих заявления. — Это не может нас устраивать. Приведение в соответствие продолжается и не будет прекращаться никогда».
Особый интерес сенаторов вызвало исполнение Минюстом решений Конституционного суда. «Из 121 решения КС, принятых с 1992 года, на 8 июня 2012 было реализовано 70 решений, — сообщил Коновалов. — Еще 51 требует принятия нормативно-правовых актов.
«Никакой критики не выдерживает отношение Минюста к актам КС, — возмутился сенатор от Калмыкии Михаил Капура. — Как Минюст может грубо нарушать требования и не исполнять норму о трехмесячном сроке исполнения определений Конституционного суда? Вы назвали 51 постановление которое подлежит исполнению через изменения законов. Добавьте десяток определений. Почему это происходит?»
«Не только Министерство юстиции виновник ситуации, и не только оно не исполняет, — ответил Коновалов. — Но, думаю, вы не хуже меня знакомы с порядком принятия законов. Три месяца, которые отведены на корректировку закона, неисполнимая норма. В некоторых случаях даже регламенты не исполняются — вовлечены органы, которые этими регламентами не руководствуются. Не снимаю ответственности и с министерства и с ведомств, предлагаю установить лимитированные сроки».
Сенаторы поддержали идею об удвоении временного лимита для исполнения решений КС. Однако Андрей Клишас отметил, что это вряд ли радикально изменит ситуацию: «Есть решения КС, которые не исполнены с 1996 года. Последняя дата переноса — март 2012 года».
Детальному обсуждению подвергся институт нотариата. «Сегодняшнее состояние нотариата меня категорически не удовлетворяет, — сообщил Коновалов, уточнив, что «единственным эффективным средством прекращения жесточайшей коррупции в нотариате может стать радикальное увеличение их количества». И привел в качестве примера Украину, где естественная конкуренция по сути устранила эту проблему.
Под занавес глава Минюста предложил сенатором подумать о создании единого центра законотворческой политики: «Мы не претендуем на то, чтобы стать этим единым центром, — оговорился министр, — но стоит подумать о том, чтобы министерство было наделено чуть более весомыми полномочиями в спектре законотворческой работы в России».