В наш электронный век радикально пересматривается отношение к старой доброй бумаге. Документ, скрепленный печатью, перестает быть единственным, он вполне может жить в электронном мире, заводить там свои цифровые копии.
Публикуемый сегодня закон позволяет нотариусам работать в том числе и с электронными документами. Такие правила диктует XXI век, законодатель их только поддерживает. Поправки вносятся в основы законодательства о нотариате и отдельные законодательные акты.
Например, как сказано в законе, «для совершения нотариальных действий с документами в электронной форме и передачи сведений в единую информационную систему нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись». Из этого вытекают сразу два вывода. Первое — нотариус вправе работать с электронными документами. Второе — у него должна быть цифровая «печать». Точнее — электронная цифровая подпись.
По большому счету электронные системы в нотариате создаются давно. Но до сих пор об электронных базах нотариата говорилось, только как об эксперименте. Преградой для полноценного с правовой точки зрения функционирования единой информационной системы нотариата была статья 1123 Гражданского кодекса, подразумевавшая, что не только содержание, но и сам факт составления завещания — нотариальная тайна. Закон снимает этот законодательный барьер.
Электронный реестр завещаний может стать удобным сервисом для граждан: проблема розыска завещаний до сих пор актуальна. Теперь же можно будет прийти к любому нотариусу и узнать, не оставил ли родственник где-нибудь завещания. Также базы данных должны стать инструментом против преступников, желающих хитрым путем получить чужое добро.
По словам экспертов, мошенникам будет чрезвычайно сложно получить имущество граждан путем поддельного завещания или завещания, составленного задним числом. Ведь из базы слов не вычеркнуть, но и задним числом туда ничего не внести. Подделка выдаст себя сама. Как рассказывают в Федеральной нотариальной палате России, в большинстве стран латинского нотариата Европы и Скандинавии такие институты уже существуют и на практике доказали свою эффективность. Предполагается, что частнопрактикующие нотариусы посредством каналов электронной связи будут вносить в реестр записи об удостоверенных завещаниях, их отмене и об открытии наследственных дел.
Кроме того, Единая информационная система нотариата будет включать в себя записи об удостоверенных и отмененных доверенностях и о заключенных брачных договорах.
Но есть один момент, к которому специалисты относятся не так однозначно: документ создает реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Регистрации уведомлений о залоге движимого имущества должна проходить через нотариуса. Этот вопрос вызывает разногласия.
Сам по себе реестр залогов — дело нужное обществу. Трудно сказать, сколько граждан стали жертвами мошенников, покупая автомобили, на которых висят чужие долги. По словам специалистов, проблема в том, что по предложенной схеме нотариус, внося сведения в этот реестр, не удостоверяет саму сделку. Соответственно он не контролирует ее истинность и не несет ответственности за ее правовые последствия.
«Такое, исключительно техническое, участие нотариуса в процессе оформления залога не может предотвратить незаконные сделки с заложенным имуществом», — говорят некоторые правоведы. В отличие от электронного реестра завещаний, который уже существует, этот ресурс придется разрабатывать с нуля, притом, что денег на создание залогового сервиса в бюджете пока не предусмотрено. «Кроме того, ведение государственного реестра не может быть поручено некоммерческой организации за счет привлечения ее собственных средств, — говорит президент Федеральной нотариальной палаты России Мария Сазонова. — И, наконец, в этом нормативном акте чрезвычайно много понятийных противоречий. С одной стороны, реестр формируется по желанию граждан и не имеет обязательной силы. И нотариус ни за что не отвечает, в частности, за достоверность сведений, изложенных в договоре залога. Однако в другой статье говорится о том, что нотариус все-таки несет ответственность за точность изложенных сведений. То есть в документе много моментов, которые нуждаются в доработке».
Кстати
В прошлом году Единая информационная система нотариата была подключена к системе межведомственного электронного взаимодействия. Это позволяет нотариусам по электронным системам связываться с государственными ведомствами. Например, с 1 августа этого года нотариусы отправляют электронные запросы в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Оттуда нотариусы получают в электронной форме юридически значимые выписки.
Также нотариат электронное взаимодействие со Сбербанком подключив к эксперименту вначале 5, а затем 12 субъектов. В настоящее время в 73 регионах нотариусы могут работать с филиалами Сбербанка в электронном режиме. Предполагается, что до конца года на такую форму взаимодействия перейдут все территориальные отделения Сбербанка.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5903 от 5 октября 2012 г.