«Российская газета» — Федеральный выпуск №5547 (171)
05.08.2011, 00:52
Cовет судей России бьет тревогу: очень медленно идет набор людей в мантиях для апелляционных инстанций. Процесс необходимо ускорить.
По расчетам, пока набирается только пятая часть кандидатов от необходимого. Между тем уже с 1 января будущего года в судах общей юрисдикции должны открыться апелляционные инстанции для гражданских дел.
Еще через год апелляции займутся и уголовным производством. Времени на подготовку, что называется, в обрез.
Вообще, в юридическом сообществе сложилось неоднозначное отношение к предстоящим переменам. В теории апелляции должны повысить качество правосудия. Ведь дело будет дважды рассматриваться по полной программе: с изучением доказательств, допросом свидетелей и тому подобное. Значит, шансы справедливости повысятся.
С другой стороны, некоторые эксперты считают, что и нынешняя система трех инстанций — первая, кассация, надзор — не так плоха. При кассации существо дела глубоко не затрагивается. Суд не перепроверяет доказательства, не назначает новых экспертиз. Но если кассация решит, что предыдущий суд сделал неправильные выводы, нарушил где-то процедуру или неправильно применил закон, дело может быть направлено на новое рассмотрение. И тогда первая инстанция будет его изучать вновь по всем пунктам, как в первый раз.
Многие правоведы обращают внимание, что в постсоветское время полномочия кассации были значительно расширены, по сути она стала неполной апелляцией. Но этот научный спор и профессиональные термины вряд ли интересны широкой публике. Некоторые граждане, столкнувшиеся с правосудием, говорили, что нынешняя кассация похожа на конвейер, буквально штампующий решения. Это личное мнение, но оно возникло у многих.
В апелляционных же инстанциях, как надеются специалисты, штамповать решения не получится. При этой процедуре суд просто обязан вникнуть в дело. Кого не услышали в первой инстанции, должны услышать во второй. Примерно так происходит и в арбитражной системе, где достаточно давно действуют отдельные апелляционные суды. Отдельные в полном смысле слова — они находятся не только в разных зданиях, но порой и в разных городах с первыми инстанциями.
Кстати, скептики нередко указывают именно на это обстоятельство, пытаясь доказать, что в судах общей юрисдикции апелляции могут не принести такого же эффекта. Ведь сидеть они будут под одной крышей с первыми инстанциями. Судьи из апелляций и первых инстанций будут регулярно встречаться в коридорах, здороваться, и быть может даже вместе пить чай. Само по себе это не плохо. Но, как считают эксперты, апелляция должна быть более обособлена.
Возможно, в будущем именно так и произойдет. А пока, полагают оптимисты, ничего страшного, что апелляционные инстанции создаются, так сказать, на старых квартирах.
Но чтобы процесс пошел, нужны судьи. Как сообщает Совет судей, для введения апелляционных инстанций по гражданским делам численность судей судов общей юрисдикции была увеличена на 860 единиц. Вместе с тем в Комиссию при президенте страны по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, заседание которой состоялось 28 июля текущего года, представлено только 42 кандидатуры. В сентябре на комиссию будет представлено еще 113 кандидатур. В общей сложность набирается 18 процентов от требуемого. Совет судей рекомендовал председателям региональных судов ускорить представление кандидатур.