С представителями СМИ общались заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу Валентина Якушкина, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петр Герасименко, нотариус Анна Таволжанская, а также доктор экономических наук, профессор, декан СПбГЭУ, член Совета по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга. Михаил Клупт.
Валентина Якушкина рассказала журналистам, что с 1 июля 2014 года в России запущен Единый реестр брачных договоров. По ее словам, появление такой базы означает, что любой нотариус, войдя в нее и проверив текущее состояние каждого подписанного супругами документа, сможет предупредить мошеннические намерения со стороны одного из них. На практике бывало так, что в случае смерти одного из супругов вторая половина могла умолчать о ранее подписанном брачном контракте, если условия контракта ему стали невыгодны. Единая база брачных договоров поможет принять справедливое решение в вопросах наследования и пресечения преступных деяний.
Петр Герасименко сообщил интересную статистику. Лишь 10% пар, вступающих брак в Санкт-Петербурге, заключают брачные договоры. Но цифра кажется незначительной только на первый взгляд, так как на Петербург приходится 15% от всех брачных договоров России.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2013 году в городе на Неве было заключено 54,8 тыс. браков. «С 2009 по 2013 год увеличилось в 2 раза количество удостоверенных брачных договоров только в Санкт-Петербурге. Если четыре года назад количество договоров было 2131, то в прошлом году уже 4808», — отметил президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга. Он также подчеркнул, что нашей стране нет таких многостраничных или многотомных контрактов как в Америке или странах Европы, но в России их количество увеличивается на 50% ежегодно.
В основном, заключают брачные договоры представители среднего класса. Чаще всего в них прописывается раздельный режим собственности на имущество. «По семейному кодексу регулируются только имущественные отношения, — пояснила нотариус Анна Таволжанская: поэтому такие пожелания заключающих брачный контракт, как искренность в отношениях, качество и количество исполнения супружеского долга и наличие бесед супругов с указанием их графика не может быть внесено в брачный договор, хотя обращения петербуржцев с подобными просьбами бывают».
Михаил Клупт высказал свое мнение пор поводу брачного договора: «Думаю, что брачный договор сам по себе не может сильно повлиять на последующий характер семейных отношений. Договор лишь помогает снять напряженность в случае критической ситуации развода, либо сохраняет неприкосновенность имущества одного из супругов после смерти другого».
Напомним, что с 1 июля 2014 года в рамках Единой информационной системы нотариата начал действовать электронный реестр брачных договоров.