9 февраля 2018 года в Общественной палате Российской Федерации состоялась конференция «Новые технологии и правоприменение». Организаторами мероприятия выступили: Федеральная нотариальная палата, Федеральная палата адвокатов РФ, Общественная палата РФ.
В фокусе конференции — перспективы применения современных информационных технологий в юридической сфере. Представители законодательной, исполнительной и судебной власти, нотариата, адвокатуры, исследовательских центров, банков, фондов и общественных организаций поделились своей точкой зрения на различные аспекты таких обсуждаемых тем, как блокчейн, искусственный интеллект, смарт-контракты, кибербезопасность, криптовалюта и др.
Начало пленарному заседанию положил вице-президент Федеральной нотариальной палаты Станислав Смирнов. Станислав Вячеславович отметил значимость цифровых технологий и их широкое распространение в работе современного российского нотариата. В течение последних четырех лет отечественный нотариат по своей инициативе самостоятельно сформировал полномасштабную электронную инфраструктуру, повысившую достоверность и безопасность хранения и доступа к юридически значимым сведениям, скорость и качество получения нотариальных услуг.
Начав с создания своей собственной информационной системы, формирования электронных реестров, запуска публичных цифровых сервисов, сегодня нотариат стал одним из локомотивов развития IT-технологий в правовой сфере. Обращаясь к нотариусу, граждане и бизнес по всей стране получают услуги в удобном режиме «одного окна». Российские нотариальные конторы превратились в настоящие фронт-офисы налоговых и регистрационных органов. Публичные сервисы нотариата — реестр уведомлений о залоге движимого имущества и сервис проверки доверенностей, предоставили возможность оперативно и совершенно бесплатно оценить риски оборота заложенного движимого имущества либо проверить подлинность и актуальность доверенности.
Удобство и пользу общедоступных нотариальных сервисов отметил заместитель Министра юстиции Денис Новак. Уникальную общественную пользу цифровых ресурсов нотариата подчеркнули и представители Фонда социального страхования РФ.
В свою очередь, вице-президент ФНП рассказал о значимом вкладе нотариата в распространение юридически значимых электронных документов в российском гражданском обороте. Каждый нотариус страны имеет усиленную квалифицированную электронную подпись, что позволяет ему переводить бумажный документ в цифровой вид и, удостоверяя его ЭП, наделять юридической силой. Такой механизм коренным образом изменил понятия о мобильности и возможной скорости передачи документа из одного конца страны в другой. Нотариальное действие, получившее название «удостоверение равнозначности электронного документа его оригиналу на бумажном носителе», позволяет в считанные минуты передать из одного города в другой целый ряд документов: согласие на выезд ребенка за границу, доверенность, согласие супруга на сделку, кадастровые бумаги и т.д.
При этом представитель нотариата отметил, что никакие информационные технологии не отменяют необходимость обеспечения безопасности и законности гражданских правоотношений. Такие гарантии невозможно обеспечить силами одной только компьютерной программы, в большинстве ситуаций необходимо персональное участие квалифицированного юриста.
Так, например, человеческий фактор играет принципиальное значение в рамках правового регулирования оборота недвижимости. Каждая конкретная сделка в этой сфере уникальна по своим условиям. Использование неких шаблонных договоров, удаленное оформление сделки провоцирует риски пропустить тот или иной значимый факт (особые условия договора, высказываемые сторонами, участие в сделке несовершеннолетнего, привлечение средств материнского капитала, аресты или обременения на объекте недвижимости и т.д.), а значит, ставит под угрозу защиту интересов сторон, повышает оспоримость сделки в будущем. Аналогичную позицию высказал доцент кафедры гражданского процесса Уральского государственного юридического университета Игорь Ренц. «Сделку нельзя заключить в математический алгоритм, ровно также невозможно квалифицировать ее участников через компьютерный код», — отметил Игорь Геннадьевич.
Огромное значение играет и прямое общение с участниками сделки, позволяющее удостовериться в осознанности и добровольности их действий, услышать реальное волеизъявление сторон.
В этой связи роль нотариуса в эпоху цифровой экономики, многократно ускорившегося гражданского оборота, только возрастает. Именно нотариус по итогам комплекса обязательных процедур, включающих как электронные запросы и проверку данных через СМЭВ, так и непосредственное общение со сторонами договора, делает вывод о законности и достоверности удостоверяемой сделки. Это отражает ключевой принцип работы нотариата — обеспечение бесспорности и юридической безопасности сделки.
Немаловажно и то, что с этого года абсолютно все нотариальные действия фиксируются в Единой информационной системе нотариата. Это большой шаг в обеспечении достоверности нотариальных актов и снижении рисков их фальсификации. Безусловно, такой переход позитивным образом отразится и на достоверности данных государственных реестров. В этой связи Денис Новак отметил значимость участия нотариусов как источников достоверных сведений в системе межведомственного электронного взаимодействия, а также добавил, что в дальнейшем нотариату должен быть обеспечен доступ ко всем реестрам.
Продолжая разговор о перспективных информационных проектах в правовой сфере, участники конференции обсудили инициативу по созданию базы биометрических данных. С точки зрения совершенствования нотариальной деятельности, такая база позволит нотариусам с высокой степенью достоверности идентифицировать обратившихся за совершением нотариального действия граждан, заявил Станислав Смирнов. Для нотариуса как лица, несущего высочайшую ответственность за свою работу, такие гарантии играют принципиальное значение.
В рамках сессии, посвященной нашумевшей в последние годы технологии блокчейн, большинство спикеров поддержало мысль о том, что область применения такой технологии отнюдь не безгранична. Одним из существенных недостатков блокчейна является отсутствие возможности внесения изменений в уже заключенные контракты в случае обнаружения ошибки, что может привести к некорректному исполнению условий соглашения или свести на нет всю последующую цепочку юридически значимых действий. Решить проблему вероятнее всего удастся только путем заключения нового контракта с предварительным согласием всех сторон и, вероятнее всего, аннулированием ранее заключенного. А это исключает одно из ключевых преимуществ, которое декларируют сторонники таких технологий, — снижение временных и материальных издержек сторон.
Конечно, блокчейн может упростить и ускорить ряд процедур в торговых отношениях, регистрационных и административных вопросах. Однако необходимым фактором остается его нормативное регулирование и контроль со стороны человека.