На Охотном Ряду продолжают отмечать двадцатилетний юбилей Конституции лекциями известных правоведов. В минувшую пятницу в Госдуме впервые прочитал лекцию председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.
— У нас в России такое разнообразие — как ни в одной стране, что же нас вместе удерживает в одной стране, в одном государстве? — задал аудитории вопрос глава КС Валерий Зорькин. — С идейной точки зрения, на мой взгляд, нет ни одного такого документа или основания, которое бы являлось основой для единения российского общества, как Конституция.
Он признался собравшимся, что выступает с лекцией в стенах Госдумы впервые, но аудиторию это не смущало — слушали его внимательно и вопросы по окончании задавали по делу. Надо сказать, что председатель Госдумы Сергей Нарышкин, со своей стороны, демонстрировал самое радушное гостеприимство даже тогда, когда гость осторожно коснулся вряд ли приятной для законодателя темы корректировки норм по итогам вынесенных КС постановлений.
«В целом я бы хотел сказать, что законодательная база создана очень прочная, — заметил Зорькин, встретившись с Нарышкиным до начала лекции. — Сейчас наша задача заключается в том, чтобы интерпретировать эти законы и наращивать правовую ткань. Но это предполагает, конечно, и более осторожное взвешивание в плане законотворчества всех, кто обладает законодательной инициативой». Он заверил председателя Госдумы, что не согласен с критиками, заявляющими, что «у нас ничего нет и Дума ничего не делает». Хотя Зорькин понимает, что депутаты испытывают, наверное, мало радости от того, что КС признает какой-либо закон не соответствующим Конституции, пусть даже такие случаи в общем массиве решений составляют «микроскопическую величину». Нарышкин признал, что в некоторых подобных ситуациях в Думе действительно не всегда радуются решениям КС, «но должен вас заверить, что депутаты с уважением относятся к полномочиям Конституционного суда».
В ходе своей лекции глава КС неоднократно ссылался на опубликованные ранее в «РГ» статьи, еще раз подтвердив верность своим принципам. Так, он подчеркнул, что считает ядром Конституции юридическое равенство, как в политических, так и в социальных правах. «Как это ни парадоксально, но закрепление социальных прав произошло благодаря СССР, — размышлял Зорькин, — а страны, которые противились этому, — запустили социальные программы, пока мы раскачивались все это время». «Политические права не оставлены без внимания Конституционного суда, — подчеркнул глава КС, — но с социальными правами сложилась очень деликатная ситуация. Думаю, что не может быть демократии без равновесия, гармонии и взаимодействия между комплексами этих прав». Он напомнил, что в Основном законе РФ авторами умышленно были заложены нормы, защищающие социальные права граждан.
Зорькин коротко охарактеризовал, как складываются отношения между КС и Европейским судом по правам человека в Страсбурге. Правда, он против абсолютизации юридического равенства, которое все чаще наблюдает в позиции европейских юристов. Вспомнив «дело Маркина» (дело военнослужащего, пытавшегося уйти в отпуск по уходу за ребенком), заметил, что «когда мы говорим о равенстве гендерного фактора — ему есть где-то пределы».
«Сейчас стали говорить о сексуальном равенстве, у меня нет никаких личных возражений, делайте гей-парады, но если в Амстердаме и Берлине все рады и всем прибыль, то проведение гей-парада в Белграде закончилось побоищем, — рассуждал глава КС, — не может быть одинакового отношения к таким вещам в Амстердаме и, скажем, в Махачкале. Если мы встанем на эту почву, если будем нивелировать правовые стандарты, в разработке которых мы не принимали участия, все может кончиться также».
— Конституционному суду приходится смотреть не только на букву закона, но и на сам дух жизни, — и председатель КС посетовал на критиков, обрушившихся на судей после оглашения постановлений по так называемому «делу Гудкова» и особенно — по закону о новом порядке проведения митингов. — Мы не враги демократии и Страсбургского суда. Конституционный суд сделал все возможное и даже больше многих других судов, чтобы демократические стандарты, стандарты Европейской конвенции пришли в Россию. Я не собираюсь оправдываться перед критиками, потому что не считаю КС виновным. И в этот юбилей, в очередной раз, Конституция дает нам возможность задуматься над тем, что мы живем в непростое время. Можем многое сделать, но не разрушать государство, страну, Конституцию.
Он не стал называть имен, но было очевидно, что в своем выступлении Зорькин имел в виду призывы несистемной оппозиции переписать Конституцию, когда скептически отозвался о желающих создать новый Основной закон. «Что за причина, чтобы отменить Конституцию? Да, есть определенная несбалансированность ветвей в сторону сильной исполнительной власти — это было сделано специально в эпоху «парада суверенитетов», криминалитета, терроризма. Но наша Конституция вполне годится для того, чтобы ее интерпретировать», — считает глава КС.
«Конституционный суд не является ни революционным, ни реакционным орудием», — заверил Валерий Зорькин собравшихся.
http://rg.ru/2013/03/22/prava-site.html