«Российская газета» — Федеральный выпуск №5203 (124) от 9 июня 2010 г.
Вчера президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко направил протестное письмо в Совет Федерации с просьбой отклонить новый законопроект, принятый Госдумой в начале июня.
Несколькими днями раньше Совет ФПА выступил по этому же поводу со специальным заявлением о нарушении конституционных прав граждан, которое, считают защитники, неминуемо повлечет за собой новый закон.
Столь жесткую реакцию вызвали предлагаемые депутатами изменения в закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Нововведения запрещают адвокату проносить на встречу с подзащитным технические средства связи, компьютеры, другие устройства, с помощью которых можно производить киносъемку, аудио- и видеозапись. На территорию, где содержится под стражей подзащитный, разрешается брать только копировально-множительную технику и фотоаппаратуру, но и то лишь для снятия копий с материалов уголовного дела. А где это можно будет сделать, определит администрация. Причем тут же появилось еще одно дополнение в законе: «Администрация мест содержания под стражей предоставляет защитнику по его требованию платные услуги по копированию материалов уголовного дела».
Такой закон, считает глава Федеральной палаты адвокатов, препятствует выполнению адвокатами-защитниками своих профессиональных обязанностей. Органы исполнения наказаний и прежде старались легализовать подобную незаконную практику, закрепив ее в своих ведомственных актах. Но высшие судебные инстанции страны признали незаконными эти инструкции. В частности, Верховный суд уже дважды, в том числе в решении от 15 апреля 2009 г. N ГКПИ09-13, установил, что адвокат вправе пользоваться техническими средствами при посещении доверителя в местах содержания под стражей. Ведь защитник посещает его не в бытовых целях, а как процессуальное лицо, действующее в рамках уголовного закона. Подтвердил такое право и Конституционный суд. Кстати, Радован Караджич, подсудимый Международного трибунала, обвиняемый в преступлениях против человечности, содержится в камере с персональным компьютером.
Однако теперь запреты могут обрести силу закона. Все это свидетельствует о том, говорит Евгений Семеняко, что в Госдуме возобладало отношение к отечественной адвокатуре не как к институту правозащиты и участнику правосудия, имеющему равные со стороной обвинения статус и возможности. Адвоката фактически приравнивают к пособнику преступника, хотя даже и его подзащитный, запертый в тюрьму, до суда считается невиновным.
Адвокаты выражают недоумение и по поводу того, что депутаты выступили против прогрессивных методов оказания квалифицированной юридической помощи. В государстве объявлен курс на преодоление технической отсталости, на модернизацию всего уклада жизни, основанную на достижениях научно-технического прогресса. А защитнику предлагают, как встарь, вместо ноутбука пользоваться карандашом и блокнотом. Что касается фотоаппарата, то он был бы полезен не только при копировании материалов дела. Не секрет, что нередко подзащитного приводят на свидание с адвокатом со следами явных телесных повреждений. Судя по всему, такая мера профилактической защиты от применения пыточных методов следствия кому-то очень не нравится.
Пока законопроект обсуждался, адвокатское сообщество не уставало повторять, что ограничения на пользование техническими средствами не принесут ничего, кроме вреда для наших сограждан. К тому, что с мнением защитников депутаты не особенно считаются, в сообществе уже привыкли. Но удивляет то, отмечает глава Федеральной палаты адвокатов, что законотворцы не посчитались даже с заключением правительства РФ. В официальном отзыве на законопроект, подписанном заместителем председателя правительства — руководителем аппарата правительства Сергеем Собяниным, записано, что «запрет на использование указанных технических средств во время свиданий подозреваемых и обвиняемых с адвокатами (защитниками) не должен препятствовать реализации защитником своих полномочий. В связи с этим необходимость отнесения к запрещенным техническим средствам компьютеров (особенно с учетом распространенности использования электронных правовых баз), множительной аппаратуры, а также фото- и видеоаппаратуры требует дополнительной аргументации».
В современных условиях, когда уголовные дела насчитывают десятки и даже сотни томов, а количество нормативных актов растет ежедневно, защитнику просто невозможно обойтись без адвокатских досье в электронном виде.
Президент Федеральной палаты адвокатов просит сенаторов вступиться за сохранение конституционных гарантий прав обвиняемых и подозреваемых, в том числе таких важных, как право на квалифицированную юридическую помощь адвоката.