На прошедшем 21 января заседании кафедры адвокатуры Российской академии адвокатуры и нотариата представители адвокатского сообщества обменялись мнениями по предложенной Министерством юстиции РФ концепции реформирования квалифицированной юридической помощи населения.
Как сообщалось на заседании, в рамках реформы по инициативе Минюста в 2006 году в 10 субъектах РФ стартовал эксперимент по созданию государственного юридического бюро. По итогам работы бюро был сделан вывод, что это перспективное направление необходимо развивать в дальнейшем.
Судя по выступлениям, у адвокатского сообщества нет принципиальных возражений против развития нового института — государственных юридически бюро, ориентированных на квалифицированную юридическую помощь в первую очередь малоимущему населению России. Однако есть вопросы, нужно ли государственным чиновникам, работающим в бюро, давать возможность представлять интересы населения в гражданском судопроизводстве. В адвокатском сообществе убеждены, что представлять интересы гражданского населения в суде могут и должны только профессиональные адвокаты. Особенно если учесть, что большинство тяжб возникает у населения с местными чиновниками. Чтобы не допустить ситуацию, когда один чиновник местного уровня будет выступать против другого в суде, адвокатское сообщество выступает за закрепление за бюро консультационных функций, но не более того.
Впрочем, никто не отрицает, что необходимо реформировать и сам институт адвокатуры. Однако сообщество категорически против радикальных реформ, таких как предложенное Минюстом «двухуровневое» деление адвокатуры на выскоквалифицированных адвокатов и стряпчих.
Самая главная проблема, по мнению адвокатов в том, что в предложенном Минюстом проекте ФЗ «О государственной системе юридической помощи в РФ» не отражено, каким образом государство в тесном взаимодействии с институтом адвокатуры будет обеспечивать конституционное право каждого гражданина РФ на профессиональную юридическую помощь.
Ректор Российской академии адвокатуры и нотариата Гасан Мирзоев подчеркнул, что полностью поддерживает инициативу Минюста о создании в стране социального государства, в котором малоимущим гражданам будет обеспечена всесторонняя и бесплатная юридическая поддержка. «Однако это не должно быть сделано путем смещения акцентов с таких гражданских институтов, как адвокатура, нотариат, патентные поверенные, оказывающих такую помощь на бесплатной основе уже сегодня. Я категорически против пункта законопроекта, закрепляющего право госчиновников выступать в судах по гражданским делам. Это означает, что фактически мы будем иметь государственную адвокатуру, что существенно подорвет идею адвокатской независимости. Чиновник никогда не защитит простого человека от такого же чиновника», — заявил Г. Мирзоев.
Руководитель межкомиссионной рабочей группы ОП по организации экспертной деятельности Владислав Гриб раздел вывод представителей адвокатского сообщества по предложенной Минюстом концепции. «В РФ 25 тыс. муниципальных образований, и если в каждом из них мы будем создавать государственные юридические бюро, то это вступает в противоречие с позицией Бюджетного послания о сокращении бюджетных расходов и повышении их эффективности. Курс взят на сокращение ведомств и передачи части функций некоммерческому сектору», — подчеркнул он.
С куда меньшим интересом представители адвокатуры выслушали выступление члена президиума Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ, экс-председателя Арбитражного суда г. Москвы Аллы Большовой о перспективах развития медиации. Как известно медиация — внесудебное разбирательство споров между хозяйствующими субъектами. Отсутствие интереса к теме вполне логично — нет суда, не нужны услуги адвоката. Тем не менее, надо отдать должнон участникам заседания — они единодушно признали безусловную пользу медиации и были удивлены, что проект закона «О медиации», внесенный в 2006 году, так и не был рассмотрен депутатами ГД.
Очень серьезно адвокаты отнеслись к вопросу, кто может выступать в роли медиатора — посредника в разрешении споров. А. Большова отметила, что однозначного решения этого вопроса нет, так как умение разрешать конфликты зависит не столько от профессиональных, сколько от личностных качеств. Именно по этой причине в развитых странах, где давно и успешно работает такой институт как медиация, нет единой позиции по этому вопросу. В ряде стран медиатором не может и быть судья, так как он привык принимать решения за других. Есть запреты даже на адвокатов и психологов.
ИА «Альянс Медиа»