Вчера президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко заявил, что в ближайшее время появятся специальные курсы, на которых защитников научат мирить людей.
Причем учиться миру придется не только молодым адвокатам, но и уже опытным. Ведь курсы повышения квалификации время от времени должны проходить все, ну или желательно все.
Это заявление прозвучало на первой российско-французской конференции по медиации, которая прошла вчера в Московской государственной юридической академии. Де юре медиация — специальная процедура примирения — в нашем законе появилась недавно. Но юридическое сообщество уже давно к ней шло.
А французский опыт может помочь нашим законникам выстроить институт мирного решения споров. Как сказал выступавший вчера присяжный медиатор из Франции, судья в отставке Жан А. Мириманофф, до сих пор юристы использовали в своей речи военные термины: судебная битва, баталии, схватка. А процедура примирения — это совершенно новый взгляд на проблему, и спор — это не всегда война.
По закону стать медиатором может любой гражданин России. Он не должен иметь судимостей и быть старше 18 лет. Но такой посредник может работать только в частном порядке. Скажем, добрая тетушка, которая мирит разгоряченных молодых супругов, тоже в какой-то степени медиатор. А семейные споры для медиации — первое дело. Для тех же, кто хочет получить профессиональный статус медиатора, установлены требования: высшее образование, специальная подготовка и возраст не младше 25 лет. Естественно, минус судимость. Не исключено, что в перспективе медиаторы объединятся в саморегулирующую организацию, которая существует у адвокатов или нотариусов. Но есть и другой вариант: профессиональные юристы будут просто получать мирную корочку и заниматься поиском компромиссов, так сказать, параллельно основной работе. В этом случае отделы «дружбы» могут появиться, допустим, в сообществах адвокатов и нотариусов.
Как рассказал Евгений Семеняко, поэтому французский опыт очень важен для нас. Как выяснилось, у наших юристов с парижскими коллегами очень много точек соприкосновения.
— Во Франции никогда не считалось, что адвокаты не могут быть медиаторами, — заявил Евгений Семеняко. — Хотя такая точка зрения, к сожалению, высказывалась. На мой взгляд, это однобокое понимание адвокатской профессии и одностороннее отношение к тому, чем должны заниматься медиаторы.
Основное поле деятельности медиаторов — семейные, трудовые, корпоративные и тому подобные споры. Научно-методический центр медиации и права, который был одним из организаторов конференции, уже начал подготовку профессиональных медиаторов.