В средствах массовой информации прокатилась волна сообщений — с помощью поддельных электронных подписей мошенники списывают деньги со счетов предприятий, оформляют на них поддельные декларации по НДС, продают имущество компании и т. п. Более того, преступники добрались и до жилья граждан.
Киберпреступления только набирают обороты. Юридические лица начали страдать от действий киберпреступников раньше, чем физические — проще получить доступ к счетам предприятий, хотя и до имущества граждан тоже добрались с помощью бесконтрольных цифровых технологий — уже зафиксирован отъем квартиры с помощью поддельной ЭП. Журналистские расследования ряда СМИ доказали, что электронную подпись можно получить на любого человека без его непосредственного присутствия. Достаточно предоставить ксерокопии его документов. Оригиналы документов в ряде удостоверяющих центров, которые выдают электронную подпись, не просят предоставлять ни на одном из этапов оформления.
Как сообщают СМИ, количество таких преступлений быстро растет. Чаще всего жертва узнает о происходящем случайно. Например, генеральный директор компании случайно проверил выписку из ЕГРЮЛ и увидел, что руководителем его компании там значится совершенно незнакомый человек. Сначала он подумал, что это ошибка налоговых органов или сбой системы, но оказалось — мошенничество. На подставное лицо через удостоверяющий центр официально была оформлена электронная подпись. Преступники использовали ксерокопию паспорта, подделав фотографию с помощью фотошопа. С этой подписью мошенники через ИФНС «поменяли» гендиректора компании, а после попытались обналичить в банке весь расчетный счет. А когда настоящий директор начал разбирательство, оказалось, что то же подставное лицо уже значится генеральным директором еще нескольких компаний.
Еще одна проблема заключается в том, что затруднительно проверить, кто ставил ЭП под документом — настоящий ее владелец или другое лицо. А значит, владельцам бизнеса предстоят долгие судебные разбирательства, исход которых непредсказуем.
Цифровые инновации, которые должны были упростить гражданский оборот, без присутствия правового института, гарантирующего стабильность и законность цифровых сделок и несущего полную имущественную ответственность, стали угрозой права собственности. Технологии защищенного хранения данных, такие как, например, блокчейн, не защищают от появления изначально фальшивых сведений, а значит — исчезает достоверность сведений, которые вносятся в государственные реестры, и весь последующий оборот оказывается под угрозой, резко возрастет число судебных споров, фактов нарушений прав собственников и добросовестных покупателей.
В настоящий момент, как и на протяжении веков, в любых технологических форматах, таким институтом, который гарантирует стабильность и законность гражданского оборота, является нотариат. Яркий пример — преступники, мошенническим путем заполучившие электронную подпись, не могут сейчас переписать на себя предприятие или продать его долю — такие сделки подлежат обязательному нотариальному удостоверению. В 2009 году законодатель ввел норму, которая обязала удостоверять нотариально все сделки с долями обществ с ограниченной ответственностью. Именно эта мера позволила сбить вал рейдерских захватов, защитить права собственников бизнеса. И сейчас именно благодаря обязательному присутствию нотариуса в этих сделках «цифровое рейдерство» не может полностью выйти из-под контроля и начать новый вал криминальных захватов бизнеса. Но те бизнес-процессы, где присутствие нотариуса не предусмотрено, подвергаются риску кибернападений.
Граждане тоже не застрахованы от того, что могут стать жертвой киберпреступников, и первые сигналы о том, что мошенники освоили новые способы совершения преступлений против собственности граждан, уже появились. В мае 2019 года москвич обнаружил, что право собственности на его квартиру переоформлено на другое лицо с помощью поддельной электронной подписи. Регистратор не обязан проводить идентификацию обратившегося к ним лица, тем более направившего документ по электронным каналам. Он лишь проверяет правильность оформления документов. Нотариус же, удостоверяя любую сделку, будь то с недвижимостью, сделка с долями ООО или любая другая, обязан не только идентифицировать обратившегося к нему человека, но прежде всего, проверить соответствие воли и волеизъявления сторон, удостовериться в понимании ими своих действий, разъяснить последствия сделки, правовую экспертизу которой нотариус также проводит. Именно эти шаги позволяют гарантировать, что участник сделки не действует под принуждением, не введен в заблуждение, что может в каких-то случаях обеспечить и физическую безопасность граждан. Кроме того, нотариус — единственное звено гражданского оборота, которое несет полную имущественную ответственность за свои действия: в случае ошибки он гарантирует полную компенсацию понесенного ущерба.
Уже сейчас нотариат может предоставить инструменты и сервисы, которые надежно защитят права участников сделок, при этом сохранят все удобства и скорость электронного оборота.
Благодаря Единой информационной системе, созданной Федеральной нотариальной палатой, и ее интеграции в Систему межведомственного электронного взаимодействия, нотариус имеет возможность оперативной проверки сведений. Он работает в режиме «одного окна», избавляя граждан и представителей бизнеса от необходимости самим собирать документы. Электронные документы, удостоверенные нотариусом, имеют дополнительный уровень защиты: он удостоверяет документ своей усиленной квалифицированной электронной подписью, чтобы не допустить возможности, использования выкраденной электронной подписи владельца компании против его воли. Затем документ сохраняется в Единой информационной системе нотариата и направляется по безопасным каналам в государственные реестры. Он также выдается клиенту на специальном носителе. И в случае, если носитель будет утерян или украден, оригинал документа все равно останется в ЕИС в неизменном виде, что исключает возможность использовать его в мошеннических целях.
Попытки «цифрового» мошенничества нотариусами также выявляются и пресекаются — так, например, совсем недавно одна из московских нотариусов установила, что данные электронной подписи ее клиента были использованы мошенниками, и благодаря инфраструктуре «электронного нотариата» смогла в течение нескольких минут отправить информацию об этом в Федеральную налоговую службу, тем самым исключив поддельный документ из документооборота.