В Узбекистане состоялся первый международный юридический форум «Tashkent Law Spring». Главной темой форума стало «Право в эпоху модернизации». В мероприятии, проходившем с 25 по 27 апреля, приняли участие порядка 240 делегатов из 40 стран. Поскольку Узбекистан является важным стратегическим партнером России, в том числе и в юридической сфере, делегация нашей страны была довольно многочисленной. В нее вошли представители Минюста во главе с заместителем министра юстиции РФ Михаилом Гальпериным, эксперты международных юридических фирм и общественных организаций, представители банковской и деловой сферы, а также исследовательских центров в области права. От Федеральной нотариальной палаты России в форуме приняли участие президент палаты Константин Корсик, советник президента ФНП по взаимодействию с органами государственной власти Елена Джуринская советник президента ФНП по международному сотрудничеству Александр Янин и
С 2010 года система нотариата в Узбекистане является государственной. Однако в этом году в Минюсте республики началась дискуссия о возможности перехода нотариата на небюджетную основу. В связи с этим на круглом столе, посвященному вопросам нотариальной деятельности, доклад президента российской Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика о преимуществах небюджетного нотариата вызвал наибольший интерес присутствующих.
Напомнив, что модель небюджетного нотариата была принципиальным выбором развития правового института в постсоветской России, Константин Анатольевич подчеркнул, что при такой модели нотариата, по сути, выигрывают все стороны правовых отношений: и государство, и сами нотариусы, и граждане.
Так, несомненным и очевидным преимуществом для государства является тот факт, что структура нового правового института России, на сегодняшний день объединившая 8000 нотариусов, базируется на принципах самоорганизации, самофинансирования и независимости. «Уникальность небюждетного нотариата, — как отметил Константин Корсик, — заключается в том, что он позволяет обеспечить правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет самих нотариусов, без затрат со стороны государства». При этом объединяющим органом самоуправления является Федеральная нотариальная палата, которой подчиняются палаты субъектов РФ, которые, в свою очередь, контролируют деятельность непосредственно нотариусов. Однако стоит подчеркнуть, что, несмотря на независимость нотариуса, государство в лице Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, совместно с нотариальной палатой субъекта РФ осуществляет контроль его деятельности, а за совершением нотариальных действий предусмотрен судебный контроль. Такая структура и принципы контроля позволяют гарантировать что деятельность института нотариата осуществляется на высокопрофессиональном уровне в полном соответствии с буквой закона.
В свою очередь, создание структуры нотариальных палат субъектов РФ и ФНП не только обеспечивает деятельность, но и оказывает помощь в выполнении нотариусами их профессиональных обязанностей. В частности, Федеральная нотариальная палата разработала и утвердила программу по поддержке нотариальной деятельности в малонаселенных и труднодоступных местностях. Были созданы и интегрированы в нотариальную деятельность современные сервисы, оптимизирующие работу нотариусов.
Также президент ФНП РФ отметил, что высокий уровень качества оказания правовой помощи гражданам достигается за счет того, что нотариус несет полную имущественную ответственность за ущерб, причиненный по его вине физическим или юридическим лицам. При этом существует четырехступенчатая система страхования ответственности нотариуса, которая гарантирует возмещение ущерба пострадавшей стороне в любом объеме.
Константин Анатольевич сообщил, что выбранный курс и проведенные реформы привели к тому, что нотариат России успешно справляется с обеспечением защиты прав и законных интересов граждан и бизнеса. Это подтверждается доверием со стороны государства, которое привлекает нотариусов к решению острых правовых проблем социума. В частности, он упомянул, что введение обязательного нотариального удостоверения сделок с долями ООО позволило существенно сократить количество рейдерский захватов предприятий и свести его к минимуму. Другим ярким примером стало возвращение нотариата в правовое регулирование оборота недвижимости, где особенно важным было обеспечить защиту уязвимых групп граждан при заключении сделок с долевым участием.
Константин Корсик отметил, что одним из достижений нотариального сообщества, является признание законодателем повышенной доказательственной силы нотариального акта. Эта норма Гражданского кодекса — своего рода показатель доверия государства к институту нотариата.
Благодаря активному внедрению цифровых технологий нотариусы работают в режиме «одного окна», сами запрашивают сведения у государственных реестров, удостоверяют пакет документов и затем отправляют их в соответствующее ведомство — Росреестр (если речь идет о сделке с недвижимостью) или ФНС (заявление на регистрации юридического лица и т.п.).
Созданная по инициативе ФНП Единая информационная система (ЕИС) позволила нотариусам не только стать полноправным участником системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для онлайн обмена данными со многими государственными структурами и другими организациями, став фактически фронт-офисами регистрирующих органов. В короткие сроки нотариатом было создано несколько бесплатных публичных онлайн-сервисов, которые пользуются все большей популярностью у граждан и организаций. Усиленная квалифицированная электронная подпись нотариуса — позволяет, помимо прочего, быстро и просто переводить документы в цифровой формат.
Особо Константин Анатольевич подчеркнул, что создание электронного нотариата позволило выйти на принципиально новый уровень хранения и защиты юридически значимых сведений. Поскольку все нотариальные действия сейчас регистрируются в ЕИС, то проверить подлинность документа, удостоверенного нотариусом, не составит труда и займет считанные секунды. В перспективе намечен запуск еще более инновационных сервисов, в частности возможность осуществления ряда действий, которые не требуют установления соответствия воли волеизъявлению, удаленно. Например, совершение исполнительной надписи или осмотр интернет-сайтов для обеспечения доказательств. В том же ряду стоит и возможность дистанционного удостоверения сделок двумя и более нотариусами, которые могут находиться в разных регионах.
Подводя итог, Константин Анатольевич сказал: «Благодаря грамотному сочетанию накопленных знаний, опыта и самых современных цифровых технологий нотариат России сохраняет за собой статус востребованного правового института, отвечающего актуальным запросам общества. При этом важно понимать, что отправной точкой для столь глубоких позитивных преобразований, сегодняшнего инновационного развития нашего нотариата стало именно установление небюджетной модели нотариальной деятельности».
По итогам трех дней можно отметить, что Международный юридический форум «Tashkent Law Spring» в Узбекистане стал новой эффективной площадкой для обсуждения актуальных тенденций развития права и обмена позитивным опытом и в следующем году опять объединит международное правовое сообщество.